Гибель богов (Италия-Германия, 1969) Режиссёр Л. Висконти

Длительность 151 минута
kinopoisk.ruМасштабное полотно о завершении распада династии немецких сталелитейных магнатов Эссенбеков, действие которой развёртывается в 1933 — 34 годы. Глава клана Иоахим первоначально стремился дистанцировать себя от национал-социалистов и даже назначил вице-президентом концерна либерала Герберта Тальмана. Однако, после назначения Гитлера канцлером и пожара рейхстага, заменил его на своего младшего сына, члена НСДАП и спонсора штурмовых отрядов Константина. Это категорически не устраивало невестку старика Софи за которой стояли её отпрыск Мартин и любовник Фридрих Бухман. Первый обладал самым крупным пакетом акций, а второй являлся исполнительным директором сталелитейных заводов. Неистовая и волевая Софи уговорила Фридриха убить Иоахима, а преступление свалить на бежавшего из страны Герберта. В семействе развернулась отчаянная грызня за лидерство и деньги за которой пристально наблюдал кузен Софи — гауптштурмфюрер СС Ашенбах (Хельмут Гримм). Эта зловещая фигура превратилась в кукловода манипулировавшего всеми представителями семейства. Его главной целью было подчинить промышленную империю не себе, а далеко идущим интересам нацистской партии.

Семейная трагедия развивалась на фоне известных исторических событий, таких как массовое сожжение гитлеровцами книг неугодных авторов или Ночь длинных ножей. Нас в этой фреске особенно интересует фигура сына Софи Мартина (Хельмут Бергер) и связанное с ним проявление в фильме еврейской темы.Гибель4Мартин, каким он задуман Лукино Висконти, жалкая и зловещая фигура. Слабовольный, изнеженный юноша с детских лет находился под полным контролем властной, честолюбивой матери Софи, которую с возрастом стал больше ненавидеть, чем любить. Охочий до женских прелестей, он, в то же время был педофилом. В доме, где жила одна из его любовниц – Ольга, Эссенбек-младший увидел симпатичную девочку из бедной и неблагополучной еврейской семьи Лизу Келлер (Ирина Ванка). Изведённая нищетой, её мать постоянно вымещала своё раздражение на дочери. Та, как и все дети обделённые добрым вниманием, легко откликнулась на нежность незнакомого дяди. А тот сначала сделал ей подарки, а потом совершил то, что её разум даже не смог осмыслить. Это повело к трагедии; девочка повесилась. Трусливый Мартин пришедший в ужас не от нравственной тяжести преступления, а от возможности огласки и наказания, спрятался на чердаке родового замка. Именно там его обнаружил Костантин, который начал его шантажировать и предъявил ультиматум: или все узнают историю с Лизой, или Мартин поддержит затеянное им подчинение концерна своей воле. Но этот замысел провалился. Обнаружившая сына Софи также выведала у него тайну и обратилась за помощью к кузену-эсэсовцу Ашенбаху. С таким союзником участь поддерживавшего штурмовиков Константина была предрешена.Гибель2Совращая бедную Лизу, Мартин даже не знал о её национальности. Тайну ему открыл Ашенбах, сообщивший, что по новым гитлеровским законам над евреями можно совершить любое злодеяние. В этих словах преступник увидел не только освобождение от терзавшего его страха наказания. Он понял их так: если тебя защищает сильная власть, а в данном конкретном случае – нацисты можно переступить самую святую нравственную норму. Значит нужно держать их сторону и тебе разрешат любую прихоть, любую подлость. Со своей стороны в трусливом, себялюбивом Мартине Ашенбах нашёл послушного раба, идеального исполнителя, коим можно было уверенно манипулировать в интересах себя и сподвижников. Таким образом, нацизм дал подонку зелёную улицу для реализации низменных инстинктов и его дальнейшее неотвратимое и страшное падение стало делом короткого времени.Гибель3Сделанный с размахом, высокоталантливый фильм, содержал прямое осуждение немецкого фашизма. Так, штурмовики Рема показаны в нём как сборище извращенцев-геев, а противостоящие им сторонники Гитлера — попросту убийцы, ничуть не отличающиеся от конкурентов “соратников” в нравственном отношении. Лента имела большой успех в прокате, удостоена нескольких премий и оказала заметное влияние не режиссёров того времени. Как утверждают интернет-источники, идея снять картину об истоках нацизма родилась у Висконти после прочтения статьи о семействе Круппов, финансировавших военную индустрию Третьего рейха. Сюда же добавилась идея переснять «Макбет» на современном историческом материале. Для усиления воздействия своей концепции режиссёр ввёл в сценарий мотив инцеста сына с матерью, позаимствованный из софокловского «Царя Эдипа». Образ сына-изгоя мстящего матери и её любовнику напоминает шекспировского Гамлета. В целом, история нравственного разложения Эссенбеков была переосмыслена и подана как символ «Гибели богов» – падения патриархальной Европы с её вековыми культурными устоями. Так объясняется смысл названия о котором дополнительно напоминает появляющаяся в нескольких фрагментах музыка Вагнера. Несмотря на гнетущее впечатление фильму не откажешь в высоких художественных качествах. Для любителей серьёзного кино, и для всех интересующихся использованием еврейской темы в мировом кинематографе.

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован. Обязательные поля отмечены *

Вы можете использовать это HTMLтеги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>