Трамбо (США, 2015) Режиссёр Дж. Роуч

Длительность 124 минуты
Трамбо1Биографический фильм о жизни и борьбе одного из лучших американских сценаристов Далтона Трамбо (1904 — 1975) против комиссии по расследованию антиамериканской деятельности. Главный персонаж (в его роли Брайан Крэнстон) состоял в так называемой «голливудской десятке» представителей которой изгнали из профессии за левые “прокоммунистические” взгляды, якобы представшие угрозу для США. Гордый и решительный Далтон отказался повиниться и покаяться, поэтому не только лишился работы, но и провел 11 месяцев в тюрьме. В дальнейшем писатель был вынужден продавать свои сценарии через друзей, ставивших на обложке свои имена (Такую «технологию» хорошо показал Мартин Ритт в фильме «Подставное лицо» – см каталог). Чтобы избежать дальнейших преследований, Трамбо был вынужден уехать на несколько лет в Мексику, где продолжил заниматься творчеством, создав такие замечательные сценарии, как «Римские каникулы», а за «Отчаянного», написанного под псевдонимом Мартин Рич даже получил «Оскара» (1956). В многоплановой ленте, охватывающей свыше 15 лет (с середины 1940-х и до начала 1960-х), достаточно четко проступает еврейский след.

Его первое проявление связано с появлением на экране Хедды Хоппер (Хелен Миррен). Эта дама – реальное историческое лицо, посредственная актриса но очень популярный обозреватель, к мнению которой прислушивались десятки миллионов американцев. А она, будучи женщиной правых взглядов, всячески поддерживала сенатора Маккарти, не брезгуя для этого никакими средствами.icefilm.ruВот эта показательная сцена. Хоппер явилась на приём к президенту концерта МГМ Луису Майеру, настоящее имя которого, кстати, было Лазарь и его “пятая графа” не требует уточнения. Она потребовала от него прекратить все деловые контакты с опальными работниками и, конечно же, с Трамбо. Киномагнат,  отказался и услышал от собеседницы дословно следующее (текст воспроизводится по русскому переводу): «Сорок лет назад ты голодал в занюханном штеттле. Эта великая страна приняла тебя, наделила деньгами, властью, но, когда ей понадобилась твоя помощь, ты не сделал ничего. И моих читателей это не удивит. Чего ещё ожидать от компании, которой управляют жиды». Таким эпизодом авторы фильма дали понять, что существующий за океаном антисемитизм оказался органичной составной частью реакционной пропаганды Маккарти. Под воздействием шантажа, возможных преследований и грядущих убытков, Майер разорвал контракты с неугодными власти работниками, хотя обрёк их, тем самым, на нищету. Трамбо3Трамбо предал один еврей, а помогли вернуться в профессию другие, изображённые на кадрах в тексте аннотации. Первым, кто решился работать с опальным литератором оказались режиссёр Стэнли Кубрик и актёр Исур Даниелович, известный всему миру, как Кирк Дуглас (Дин О’Гортон). В фильме звезда Голливуда обратился к Далтону с просьбой довести до ума откровенно плохой сценарий Говарда Фаста «Спартак». В этом проекте артисту предназначалась заглавная роль, но ставить и играть столь плохой текст значило обрекать ленту на провал. Почти одновременно к Трамбо явился ещё один проситель – наш соплеменник – выдающийся режиссёр Отто Премингер (Кристиан Беркель). Он как раз начал работу над экранизацией популярного романа Леона Юриса (1924 – 2003) «Исход», посвящённого последствиям Холокоста и борьбе евреев Палестины за создание государства Израиль (см каталог). Мастер, сменил уже двух сценаристов, но также не мог получить нужный ему результат. В обоих случаях новые варианты написанные изгоем удовлетворили достаточно придирчивых профессионалов. Именно в этих двух грандиозных постановках, вышедших одна за другой в 1960-м, впервые после долгого замалчивания имя Далтона Трамбо появилось в титрах, что означало полный крах всех выдвинутых против него обвинений. Материал иллюстрирующий активную и неоднозначную роль евреев в культурной жизни США.

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован. Обязательные поля отмечены *

Вы можете использовать это HTMLтеги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>