Демон (Польша-Израиль, 2015) Режиссёр М. Врона

Длительность 100 минут
Демон1Экранизация драмы Петра Ровицкого. Молодой поляк Пётр (Итай Тиран) приезжает в маленький городок. Скоро состоится его брак по любви с прелестной Жанеттой (Агнешка Жулевска), а пока ему предстоят радостные хлопоты. Папа-бизнесмен (Анджей Грабовский) подарил сыну оставшийся от деда заброшенный, но вполне приличный  дом. К свадьбе родовое гнездо приводят в порядок, правда при этом в земле обнаружили человеческие кости, но эта неприятная находка мало кого заинтересовала. А напрасно. Уже после венчания в костёле главному герою явился призрак женщины (Катаржина Херман) и вселился в молодого человека. После этого у Пётра случился приступ наподобие эпилептического припадка и его устами демон на чистом идише изложил свою историю. Оказывается это дух еврейской девушки Ханны, которую в годы Холокоста убили, но не немцы, а поляки. Несчастную закопали, затем присвоили принадлежащий её семье дом и  долгие годы без зазрения совести владели им. Однако спустя десятилетия призрак явился с желанием отомстить злодеям. Гости потрясены. Старый учитель, еврей десятилетия скрывавший свою национальность (Владимир Пресса) начал вспоминать детские годы и черты штеттла в жизни городка. Тем временем, жених бесследно исчез…

Драматург и режиссёр использовали известный по еврейскому фольклору и отражённый в пьесе С. Ан-ского зловещий образ диббука (см аннотации к одноимённым фильмам). В оригинальной версии перед нами предстаёт неприкаянная душа человека не исполнившего своё предназначение в земной жизни. Она может вселяться в тела невинных людей и если её не изгнать, способна довести свою жертву до смерти. Авторы повернули поверье совершенно неожиданной стороной, связав его с такой мрачной страницей польской истории, как антисемитизм в годы Холокоста и показав неизбежность расплаты за совершённые против евреев злодеяния. Получился талантливый, неоднозначный фильм удививший думающего зрителя не только содержанием, но и формой откровенно сочетающей  различные жанры и стили. Он вызвал живую дискуссию в польской прессе с самыми различными оценками. Ниже приводятся большие выдержки из статьи позаимствованной из польского сайта. Демон4
«“Демон” – фильм тревожный и неоднозначный. Обыденное соседствует в нем с метафизическим. Врона, до этого работавший в русле реалистического кино, на сей раз приглашает зрителей в мир фантастики и ужаса. Никакого бегства от реальности в этом решении нет: говоря о сверхъестественном, режиссер рассказывает о современной Польше и ее демонах. На экране мы видим страну, стоящую на могилах, о которых мы предпочли бы не вспоминать, страну присвоенного еврейского имущества и забытых прежних соседей. Это место забальзамированной коллективной не-памяти. В финальной сцене герой Анджея Грабовского (отец главного героя) многозначительно просит гостей забыть о свадьбе как о дурном сне. Врона наделяет этот монолог символикой отсылающей к особенностям польского мышления о Холокосте. В целом же его фильм – это история о том, как из памяти вытесняется все то, что не вписывается в идеальную картину национального единства. (…) Сняв “Демона”, Врона вступил на территорию дискуссии вокруг польско-еврейских отношений, начало которой положили фильмы “Колоски” (в данном каталоге – «Последствия») Пасиковского, «Ида» Павликовского, “Секрет” Войчешека (все ленты см каталог). Но режиссер в своем последнем фильме избегает резких оценок и громких публицистических заявлений. “Демон” должен скорее стать угрызением совести, а не обвинением. Это рассказ о том, как легко и охотно мы забыли о трагедии наших бывших соседей.Демон3Бесспорно сильные стороны “Демона” – это блестящая операторская работа Павла Флиса и прекрасно подобранный актерский состав: Анджей Грабовский, Агнешка Жулевская и Адам Воронович. Последний играет у Вроны ярчайшую второстепенную роль – врача, скрывающего от всех свой алкоголизм. Воронович – прекрасный комедийный актер, он мастерски выстраивает образ, находит нужные жесты и мимику, а с помощью одной лишь интонации возводит некоторые сцены в ранг комедийных шедевров. В “Демоне” блистает не только Воронович. Прекрасен Томаш Шухардт в роли брата невесты – молодого мужчины, находящегося в тени отца и изо всех сил пытающегося заслужить его одобрение, а также Томаш Зентек в бессловесной, но очень хорошей роли парня-соседа. Однако все они уступают израильтянину Итаю Тирану, прославившемуся благодаря фильму “Ливан” Самуэля Маоза. Именно Тиран сыграл роль жениха, одержимого демоном (диббуком), и продемонстрировал фантастическое актерское мастерство и выразительность, благодаря чему для съемок сцен одержимости не потребовались никакие спецэффекты.Демон2
Трагическая смерть Марчина Вроны в дни проведения 40-го кинофестиваля в Гдыне (он был найден мёртвым в гостиничном номере) навсегда определила восприятие его последнего фильма, В польском кино он стал событием – картиной, жанрово выдержанной, но при этом не лишенной глубокого смысла. Снятый в рекордно короткие сроки (всего лишь 22 съемочных дня), «Демон» заслуживает не только внимательного просмотра, но и отношения. Ведь хотя лента и притворяется очередным фильмом ужасов, она имеет дело с польским прошлым и его последствиями. В ней Марцин Врона соединил комедию с хоррором, чтобы рассказать о нашей памяти, мифах и забытых грехах. “Демон” – безусловно, лучший фильм в его творческом наследии» (составлено после просмотра трейлера и по различным источникам).

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован. Обязательные поля отмечены *

Вы можете использовать это HTMLтеги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>