Йона (Израиль, 2014) Режиссёр Н. Бергман

Длительность 100 минут
Иона1Вариант «Иона» – байопик, посвящённый выдающейся израильской поэтессы Йоне Волах (1944 — 1985), имя которой переводится как голубь. Недолгая жизнь удивительной женщины столь же противоречива и двойственна, как и её имя — одновременно женское и мужское. Дочь солдата павшего в Войне за Независимость, девочка с юных лет поражала нестандартностью, не могла, да и не желала вписываться в любые рамки. Часто конфликтовала с окружающими, требовала к себе уважения. Поразительно, но такая экстремальная личность нашла себя именно в стихах. В поэзии, она говорила своим голосом, откровенно, ни под кого не подлаживаясь, сметая все ограничения и потому стала культовой фигурой в ивритской литературе. Её творческий путь сопровождали непрерывные поиски истинного «я», шедшие не только в строках произведений, но и через сексуальные эксперименты, употребление наркотиков, иные формы вызова устоявшейся морали и общественному мнению. По интернет-источникам в центре внимания сюжета оказались события 1964 — 69 годов с момента первых публикаций Йоны до выхода второго сборника её стихов. 

По форме фильм тяготеет к традиционному линейному развития сюжета, хотя в него врываются отступления в виде воспоминаний, снов и галлюцинаций. Его действие начинается на рубеже 1960-х, когда взрослеющая девушка из сельской местности осознала, творческий потенциал. Не обошлось без крайностей. Йона (Наоми Львов) оценивала окружающий мир исключительно как сферу мужского шовинизма. Отсюда задача – преодолеть гендерное снисхождение и утвердиться в Израильской литературе, в качестве настоящего поэта. Похоже, в последней трети действия больше внимания уделено ухудшению её психического и физического здоровья, приведшему к преждевременной смерти. Экранизировать биографию такой экстраординарной личности задача суперсложная, но Нир Бергман счёл себя подготовленным к созданию игрового фильма на эту тему. Далее использованы фрагменты в интервью режиссёра газете «Jerusalem Post» опубликованном 24 января 2015 года (сокращённый перевод автора аннотации).Иона2«Сегодня один кадр стоит тысячи слов, но ещё остаётся слово, которое стоит тысячи кадров. (…), Йона писала постмодернистские произведения за 30 лет до появления постмодернизма. Она была феминисткой, прежде чем был феминизм (…) Она жила для стихов. Я задался целью не просто сделать портрет Йоны, но показать её сущность как художника, и характер, который был одновременно новаторским, независимым, сексуальным, дерзким». Далее автор рассказывает как столкнулся с поэзией Волах ещё в отроческом возрасте. «Моя сестра была певицей в рок-группе и у неё оказалась книга стихов Йоны. Мне врезалась в память строка “Бессознательное растекается подобно вееру и что-то в нём угрожает мне” (…) У поэтессы было ощущение того, что её выбрали остаться наедине с взрывами своей души. Она напоминала двигатель, который постоянно подталкивал писать в своей записной книжке всё новые и новые строки, чтобы найти смысл в словах, понять мир, найти свою любовь, завоевать весь мир в своими стихами. (…) Буря в душе выражала ее синергию. Она писала все время и говорила: «Никто не может отобрать у меня мою жизнь. Мои стихи защитят меня. “Признание было так важно для нее. Ее первая книга имела успех, ее вторая книга не удалась” (…).”Йона понимала необычность своего поэтического голоса, поэтому не позволяла кому-то читать ее стихи. Одно слово недоброжелательной критики вывело её из равновесия на длительное время. Более того, она была способна сжечь свои стихи, если они не нравились окружающим..».Иона5Нир Бергман прекрасно понимал, что делает байопик о глубоко неординарной личности и понимал, что фильм вызовет неоднозначную реакцию у многих людей помнящих и знавших Йону Воллах (так оно и вышло). Но, как говорил режиссёр он пытался избегать неуместной претенциозности и стремился как можно более органично включить строки поэтессы в развитие сюжета. Особую сложность представил для него подбор исполнительницы заглавной роли, которая должна была быть высоким профессионалом и, одновременно, не иметь большой известности. Нужную актрису он нашёл в лице Наоми Львов, привлекшей его огромной самоотдачей и стремлением не просто изобразить главную героиню, но полностью перевоплотиться в неё. Она даже была не против испытать на себе действие ЛСД, но Бергман запретил ей это. Работа артистки была высоко оценена критикой и доставила ей известность.Иона6Автор лишён возможности дать подробную аннотацию, а разноречивые высказывания исключают возможность обоснованной оценки. Надеюсь исправить ситуацию после просмотра.

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован. Обязательные поля отмечены *

Вы можете использовать это HTMLтеги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>