И скрипки умолкли (США-Польша, 1988) Сценарист и режиссёр А. Рамати

Длительность 123 минуты (телевариант — 184 минуты)
Искрипки1Дословный перевод названия «И скрипки остановили игру». Побуждает зрителя вспомнить знаменитый афоризм: «когда гремят пушки, музы молчат». Редкий в мировом кино фильм посвящённый истреблению цыган немецкими фашистами. Сценарий основан на реальной истории. Интересующая нас тема проявляется в первых тридцати минутах действия, когда многократно упоминаются массовые репрессии эпохи Холокоста. Именно судьба евреев стала для персонажей ленты тревожным предостережением. Действие начинается осенью 1942 года в Варшаве, где жил знаменитый цыганский скрипач Димитр Мирга (Хорст Бухгольц). При немцах он чувствовал себя человеком второго сорта, но нацисты пока не трогали музыканта и позволяли зарабатывать на жизнь игрой в ресторанах. В одну из ночей в его доме появился беглец принёсший информацию о массовой депортации узников варшавского гетто в лагеря смерти. Опасаясь скорых репрессий против своей семьи, главный герой взял жену, детей и выехал с ними к Бресту, в тамошний большой табор. Соплеменники встретили прибывших гостеприимно, однако через несколько дней с визитом к цыганам заявились трое высокопоставленных эсэсовцев. Похлопав для приличия их песням и пляскам, они любезно предложили им сменить примитивные хибары на приличные квартиры в центре города. Все бы хорошо, но новое жильё находилось в бывшем гетто, обитателей которого вывезли в неизвестном направлении.
Димитр справедливо увидел за добрым жестом гитлеровцев намерение сосредоточить цыган в одном месте, где их удобно было бы арестовать и репрессировать. Он предложил соплеменникам сняться с насиженного места и бежать к мадьярам. В его понимании Венгрия хоть и была союзником Третьего рейха, но оставалась независимым государством, где можно было надеяться на личную безопасность. Против такого плана выступил местный цыганский барон. Его абсолютно не убедили ссылки Димитра на трагическую судьбу евреев и он расценил инициативу музыканта как посягательство на свою власть. Однако, на сторону скрипача встали старейшины, выбрав его новым лидером. В течение нескольких часов табор снялся и двинулся на юг нехоженными тропами, избегая больших дорог. С этого момента еврейская тема в фильме уже не затрагивается, но правдиво показаны страдания и лишения цыган. В своих скитаниях они столкнулись с враждебностью украинского населения, видели расправы гитлеровцев над соплеменниками, в зимнюю стужу преодолели Карпаты и, потеряв значительную часть людей, добрались до венгерских равнин. Здесь их гостеприимно встретили местные цыгане, вот только тяжёлые испытания пришельцев на этом не закончились. В 1944 году гитлеровцы интернировали несколько тысяч венгерских цыган в Освенцим. Здесь их поселили отдельно и они стали материалом для изуверских экспериментов Иозефа Менгеле, известного как «доктор-смерть». По окончании опытов почти все их участники были уничтожены. Погиб также Димитр Мирга и все его родственники за исключением одного из сыновей. Все это подводит к итоговому выводу авторов фильма в котором истребление полумиллиона цыган обоснованно названо «цыганским Холокостом», то есть по характеру геноцида приравнивается к Катастрофе европейского еврейства. Как и предыдущая работа Александра Рамати «Ассизское подполье» (см каталог), лента сделана на среднем корректном уровне, больше впечатляет сам материал нежели его экранное воплощение. (аннотация составлена после просмотра оригинальной кино-версии ленты)

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован. Обязательные поля отмечены *

Вы можете использовать это HTMLтеги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>