Лена (Израиль, 1980) Сценарист и режиссёр Э. Грин

Длительность 88 минут
Лена1Чуть ли не первый израильский фильм соединивший в сюжете показ сложностей выезда евреев из СССР на рубеже 1980-х и трудностей их абсорбции на Земле обетованной. Молодая и красивая еврейка Лена (Фира Кантор) сумела вырваться из цитадели развитого социализма на историческую родину. Она быстро нашла приложение своим способностям и работала тренером по баскетболу в женской команде одного из колледжей. Однако, её мужа не выпустили из страны исхода. Он сначала испытал всю нелёгкую участь отказника, а затем попал в тюрьму и стал узником Сиона. Всё это время Лена активно участвовала в борьбе различных организаций за предоставление советским евреям права свободной репатриации, выступала на международных симпозиумах, публиковала обращения. Однажды она получила заказ на статью посвящённую непосредственно затрагивающей её проблеме. Но писать текст нужно было на иврите с которым у женщины (как и у многих «олим хадашим») оказались большие сложности. Главная героиня обратилась за помощью к знакомому преподавателю (Дов Гликман). Тот доброжелателен, неглуп и уже несколько месяцев в разводе, поэтому ничего удивительного, что возникшая между ними дружба переросла в нежное чувство.

Наши герои стали любовниками и об этой идиллии продолжавшейся много месяцев знали и репатрианты из России. Однако наступил неизбежный финал — мужа освободили и он получил возможность выехать из СССР. В один прекрасный день самолёт с благоверным на борту приземлился в аэропорту Бен-Гурион. Лене пришлось принимать самое сложное решение в своей жизни…
Фильм в интернете найти не удалось, но он запомнился самой постановкой проблемы и вызвал интересную дискуссию в киноведении много лет спустя после его выхода на экран. В ряде статей появился вывод, что именно с этой ленты начали формироваться определённые стереотипы в отношении «олим хадашим ме-Русия» Так Ольга Гершензон в статье «Алия в кино» помещённой в 2011 году в «Jewish Quorterly» (http://jewishquarterly.org/2011/05/aliyah-to-the-movies/) отмечала следующее: «Героиня одноименного фильма (Фира Кантор) молода, красива и разрывается между лояльностью к ее русскому мужу, сионисту в советской тюрьме, и любовью к израильтянину. Так метафорически выражается конфликт между ее русской идентичностью и стремлением стать израильтянкой. (…) Начиная с этого фильма, приезжих российских евреек изображают как и Лену, существами красивыми, но в новой обстановке беспомощными. У них отчётливо русская привлекательность (светлые волосы, голубые глаза, круглое лицо), которая часто показывается крупным планом. Вдобавок, такие образы часто создают актрисы-эмигрантки; их акцент, иногда русские диалоги, являются подлинными, и только подчёркивают их чуждость израильской среде. Именно поэтому быстрее всего преодолеть барьер неприятия можно только через романтические отношения с израильтянином. Вот и Лена желает оставить своего русского мужа. Как это часто бывает в израильских фильмах, женщина-иммигрант абсорбируется в израильское общество через романтически-сексуальные отношения с местным мужчиной. В сравнении с этим российские мужчины-иммигранты в израильском кино ведут себя агрессивно, нерационально. Они стремятся показать свою самодостаточность в новой стране, но даже если у них это получается у них мало шансов развивать романтические отношения с израильтянками». (составлено по различным источникам)

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован. Обязательные поля отмечены *

Вы можете использовать это HTMLтеги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>