Штрафбат (сериал Россия, 2004) Режиссёр Н. Досталь

Длительность 490 минут (49 х 10)
Штрафбат1Сценарий созданный нашим соплеменником Эдуардом Володарским раскрывает малоизвестную и трагическую страницу Великой Отечественной войны о которой было не принято вспоминать в советское время. Это боевые действия штрафных батальонов, создаваемых практически при каждой армии. Особенно активно такие части формировались в 1942-м, когда положение Красной армии оказалось особенно тяжёлым и она остро нуждалась в личном составе. В них активно агитировали вступать заключённых советских лагерей, как уголовников, так и политических. За «искупление преступлений против социалистического строя кровью» им обещали полную реабилитацию. Но власть, как обычно, врала; до восстановления в правах доживало абсолютное меньшинство. Командование смотрело на штрафников как на пушечное мясо. Их хуже всего обеспечивали обмундированием , оружием, едой – чего заботиться о преступниках и врагах народа. Но когда нужно было провести рискованную операцию местного значения в неё безжалостно бросали штрафбаты. Убитых, раненых в этих частях не считали, их состав полностью обновлялся через несколько недель, в лучшем случае месяцев. А для «поднятия боевого духа» в тылу у них ставили заградительные отряды НКВД, беспощадно расстреливавшие отступающих.

Прошу прощения у читателя за историческую справку — следует четко представлять характер исторического явления отражённого на экране.Штрафбат4Столь серьёзную, даже эпическую, тему сериал раскрывает неровно. Временами это делается впечатляюще, временами облегчённо, с многочисленными уступки постсоветскому коммерческому кино. В целом удачно передана атмосфера штрафбата, показ бойцов знающих, что обречены, но продолжающих воевать по разным причинам, главная их которых любовь к земле, к России. Несомненной удачей можно считать образ Василия Твердохлебова (Алексей Серебряков) — кадрового офицера, попавшего летом 1942-го в немецкий плен. Бежал, но по возвращении к своим, трусливый чиновник НКВД, майор Харченко (Роман Мадянов), сам не нюхавший пороха, зачислил его в изменники Родины. Так главный герой оказался командиром штрафбата. Глядя на этого невероятно волевого и, одновременно, много-терпеливого человека веришь: такой способен завоевать авторитет не только у бывших «политзаключённых», но и среди уголовной братвы. Однако, именно этой своей самостоятельностью он стал костью в горле у «особистов», не спускающих с него глаз. Среди штрафников выделяется — веяние постсоветского кино — прибившийся к части священник отец Михаил (Дмитрий Назаров). Он не только солдат, но и пастырь человеческих душ, о которых даже и не думает заботиться советская власть. В нем создатели ленты увидели суть русского характера и именно ему поручили прочесть заупокойную молитву над павшими однополчанами в финале ленты.Штрафбат2Разумеется, нас в этой истории интересует еврейский след, воплощённый в образе рядового Савелия Цукермана (Илья Коврижных). Для него сценарист сочинил затейливую историю с национальным компонентом которую поведаем подробнее, прежде чем делать о ней выводы. Зелёный новобранец (см кадр выше) попал в штрафбат после того, как подрался с артиллерийским капитаном Бредуновым, при всех обозвавшим его жидом. В первом же бою от страха совершил самострел в ногу. Хирург в госпитале, вынув пуля мгновенно определил из какого оружия она выпущена. По закону он должен был тут же отправить раненого под трибунал, но пожалел парня. В палате Савелий снова встретился со своим обидчиком Бредуновым, который снова начал его оскорблять, упорно называя Абрашей. Однако авторы начали готовить преображение офицера, показывая его антисемитизм не как убеждение, а как бытовое явление. В дальнейшем их снова свели в бою, где смертельно раненый артиллерист попросил прощения у еврея за свои оскорбления, а тот совершенно по христиански, ответил обидчику тем же. Параллельно развертывается лирическая линия Цукермана и медсестрички Светы. Повинуясь голосу сердца Савелий самовольно покинул фронт и отправился к любимой. Во время этой одиссеи он получил серьёзное ранение и оказался в госпитале уже как пациент. Таким образом создатели фильма спасли его от гибели, ибо в финале весь штрафбат полёг на поле боя.Штрафбат3К сожалению, вся линия Цукермана словно попала сюда из какого то развлекательного жанра и по-большому счёту ничего не добавляет к серьёзному посылу сериала. Что хотели сказать сей историей режиссёр и съёмочная группа? Что и наши соплеменники попадали в штрафбаты? В этом ничего удивительного нет, и, кстати, многонациональный состав части показан достаточно определённо. Гораздо убедительнее для темы звучит небольшой эпизод из третьей серии, где Твердохлебов подал в штаб армии списки отличившихся, большая часть из которых погибла уже в первых боях. Среди них оказался солдат Берман. На это особист Харченко откровенно заявил «этому еврею награда уже не нужна». «Зато она нужна его жене и детям, – возразил комбат, – они будут знать, что их муж и отец реабилитирован и получат помощь от государства». Вот это точно. Как в капле воды показан антисемитизм ГБшника и человечность главного персонажа. Материал для понимания отражения еврейской темы в постсоветском кино.

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован. Обязательные поля отмечены *

Вы можете использовать это HTMLтеги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>