Триумфальная арка (телефильм Великобритания, 1985) Режиссёр У. Хусейн

Длительность 93 минуты
Триумфальная1Экранизация одноимённого романа Эриха-Марии Ремарка (1898 – 1970). История скитаний и печальной любви беглеца из фашистской Германии Людвига Фрезенбурга (он же Равик) развёртывается в Париже начала 1939 года в преддверии Второй Мировой войны и на фоне Триумфальной арки (отсюда название). Главный персонаж — чистокровный немец, высококлассный хирург, подвергшийся преследованиям гитлеровцев за помощь инакомыслящим. Гестаповцы арестовали и пытали его самого, убили любимую девушку. Перебравшись во Францию, он живёт и работает без документов и под чужими именами, постоянно опасаясь ареста и высылки, как нелегальный мигрант. В отличие от романа «Возлюби ближнего своего» (экранизацию последнего «Так кончилась эта ночь» см каталог) еврейская тема в литературном тексте почти не прослеживается. Лишь на его периферии возникают трагические образы наших соплеменников четы Аарона и Рут Голдберг — муж повесился в гостиничном номере, жена продала его паспорт другому изгою. И уж совсем изредка мелькает некто Розенфельд, умудрившийся вывезти из Германии несколько небольших работ французских художников. Ныне он продаёт их, ибо других способов заработать денег для пропитания у него нет.

Отмеченные эпизоды несущественны и не отразились ни в киноверсии романа 1948 года (режиссёр Л. Майльстоун), ни в более позднем варианте. Ничего удивительного в этом нет, ибо Ремарк в своём произведении хотел показать как бесчеловечный репрессивный режим бил по всем несогласным, начиная с представителей титульной нации. Однако у создателей британского телеварианта книги очевидно было своё видение основного конфликта. Уже в начале действия, когда Равик (Энтони Хопкинс) видит себя в кошмарном сне на допросе в гестапо, его мучитель Хааке в промежутках между ударами задаёт врачу один и тот же вопрос «почему ты помогал евреям». Далее фашист называет конкретную фамилию — Розенберг и требует подробностей того самого преступного пособничества, постоянно добавляя «за это ты должен быть наказан». Следовательно, в замысел писателя внесено существенное изменение: показано, что именно помощь ненавистному для фашистов национальному меньшинству стала причиной всех последующих бедствий главного персонажа. Однако этот смысловой акцент не противоречит развитию основных линий и образов романа, он только добавляет новый штрих как в образ Равика, так и в его стремление отомстить оголтелому нацисту Хааке. Фильм, в целом, находится на уровне добротной посредственности, его не делает лучше даже вполне убедительная игра Хопкинса. Для зрителей интересующихся использованием еврейской темы в мировом кино.

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован. Обязательные поля отмечены *

Вы можете использовать это HTMLтеги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>