Оккупация в 26 эпизодах (Югославия, 1978) Режиссёр Л. Зафранович

Длительность 112 минут
Оккупация1Экранизация неизвестной русскому читателю книги Мате Яксича «Дубровник, 1941», дополненной историко – краеведческими материалами. Действие развёртывается в момент, когда Вторая Мировая уже стояла на границах Югославии, однако на Далматинском побережье ещё царил полный покой. Трое закадычных друзей из местных состоятельных семей: хорват Нико Бальдо (Франко Лазич), итальянец Тони (Милан Стржич) и еврей Михо Штейн (Иван Клеменк) были далеки от политики и жили как на карнавале. Приятельские узы двух из них должны были дополниться родственными, ибо сестра Нико – Ана готовилась выйти замуж за Тони. Однако в день их свадьбы в страну вторглись гитлеровцы, а вскоре Гитлер передал часть захваченных территорий Муссолини. В Дубровник вступили итальянские фашисты, переименовали город в Рагузу и передали власть местным пособникам нацистов — режиму Павелича. Созданные тем военизированные отряды усташей развёрнули травлю инородцев — сербов, евреев и начали против их массовые репрессии. (Об этом см также в каталоге фильм «Акция стадион»). В сложившейся ситуации пути друзей необратимо разошлись. В то время как хорватская семья Бальдо заняла патриотические позиции и стала оказывать помощь коммунистическому подполью, Тони вступил в ряды чернорубашечников.

Его тесть изгнал фашиста из дома, после чего. беременная Ана ушла к мужу, охваченному желанием отомстить унизившему его человеку. Когда в последней сцене бывшие друзья снова встретились в доме Нико между ними уже пролегла пропасть…
В этой истории нас в первую очередь интересует еврейская тема. Юдофобские выпады в адрес Штейна звучали с начала действия. То от местной «жрицы любви» Пины, коей не понравились его выходки мы слышим «пшёл отсюда жид пархатый, жидовская морда». То в элитном фехтовальном клубе, куда ходят все три героя преподаватель Кубичка в присутствии Михо с пафосом заявил «Для витязя дисциплина и честь немыслимы друг без друга. Однако, есть и такие для кого это пустой звук. Даже для целых народов, для евреев например». С появлением фашистов антисемитские заявления стали претворяться в дела, в ход пошли знаки позора — жёлтые шестиконечные звезды, пошли аресты инородцев. Штейна-младшего вышвырнули из клуба, в магазин его отца Яакова назначили приказчика-хорвата, тут же начавшего забирать себе товары. В грабеже принял участие и ставший чернорубашечником Тони. А вот уже группу несчастных посадили в полуавтобус – полуфургон и повезли на казнь. Отец погиб, а сыну удалось бежать и он нашёл приют в доме друга-хорвата Бальдо. После этого Михо не осталось другого пути кроме как примкнуть к антифашистскому Сопротивлению.Оккупация2В действии можно отметить ряд отлично поставленных сцен проникнутых то лиризмом, то откровенным сарказмом. К их числу можно отнести проникнутые убийственным сарказмом эпизоды парада итальянской части и открытие оккупантами респектабельного борделя, пышно названного — Дом любви. Но особое место занимает жестокая сцена в автобусе. Усташи посадили туда десяток арестованных среди которых хорват, сербы, евреи и даже православный поп. На его попытки доказать, что он свой, ненавидит жидов и коммунистов, несчастный услышал в ответ: ты читал проповеди в Дубровнике на русском, значит ты большевистский агитатор. Попутно прихватили уличного аккордеониста — музыка нам не помешает А далее, прямо в фургоне началась достаточно откровенно показанная расправа. Приговорённых били кувалдой, загоняли молотком в головы гвозди. Священнику перед смертью отрезали язык. Михо Штейн смог выпрыгнуть через заднюю дверь только потому, что палачи отвлеклись – начали садистски насиловать единственную женщину. Как стало известно позднее из диалога, останки казнённых сбросили в море и запретили везти в город, ибо они-де недостойны похорон на кладбище.
Шокирующие детали использованы отнюдь не из желания встряхнуть зрителя. Они показывают низменную сущность хорватского фашизма, последователи которого получив власть над людьми полностью теряли человеческое обличье. Их невозможно назвать даже животными, ибо звери убивают по необходимости, а выродков-усташей проливаемая ими кровь опьяняла и подталкивала к новым жестокостям. Они продолжали и продолжали своё гнусное дело вне зависимости от того к какой национальности принадлежали их жертвы. По интернет-источникам в националистически настроенной части хорватского общества, пытающейся оправдать режим Павелича показ соплеменников в столь отталкивающем виде вызвал резкий протест. Точно так же вызвало неприятие изображение коммунистов как главной движущей силы антифашистского сопротивления. Поэтому в Ховатии лента Зафрановича фактически находится под запретом до нашего времени. Однако эта яркая работа номинировалась в 1979 годув Каннах на Золотую Пальмовую ветвь и выиграла главный приз на Фульском фестивале. Для зрителя интересующегося отражением еврейской темы в мировом кино и просто любителей хороших, хоть и тяжёлых для восприятия фильмов

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован. Обязательные поля отмечены *

Вы можете использовать это HTMLтеги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>