Флейтист-крысолов (США-Великобритания, 1972) Режиссёр Ж. Деми

Длительность 86 минут
ФлейтистК1Да, да, читатель правильно догадался. Постановщик когда-то знаменитых мюзиклов «Шербурские зонтики», «Девушки из Рошфора», «Ослиная шкура» обратился после них к знаменитому средневековому сюжету, принадлежащему немецкой народной традиции. Сценарий соединил в себе различные фольклорные (и не только) мотивы, а действие в нём привязано к 1349 году — времени, когда в Европе свирепствовала «черная смерть». Так что борьба с крысами — переносчиками заразы — получила дополнительное обоснование. Итак, направляющиеся в Гамельн бродячие комедианты встречают в лесу таинственного флейтиста, извлекающего из своего инструмента чарующие звуки. Вскоре они прибывают в город, отгородившийся от всего мира сорокадневным карантином. Жители находятся в страхе, уже слегла дочь бургомистра Лиза и первая мысль окружающих –  появилась страшная гостья. На этом фоне и развёртываются известные каждому культурному человеку события легенды обречённые в форму притчи о наказании за вероломство и жадность и о необходимости соблюдать взятые на себя властью обязательства. В целом Жак Деми сделал хорошую постановку, но не внёс в неё ничего принципиально нового по сравнению с предыдущими работами.

Вдобавок и музыка Донована, местами достаточно мелодичная, в целом не впечатляет. Поэтому фильм не стал явлением и вполне заслуженно забыт, но нас в этой истории заинтересовал неожиданный творческий для нового варианта популярной истории сюжетный поворот. Дело в том, что один из персонажей кинокартины Мелиус (Майкл Хордерн) — еврей, хотя и с каким-то непонятным именем.ФлейтистК2По сценарию он – городской алхимик (считай чернокнижник) и лекарь. Назначение на эту должность иудея, знающегося по мнению католиков с нечистой силой, вполне оправдано. Его достижения всегда можно было использовать, а, в случае неудачи, он оказывался идеальным козлом отпущения. До какого-то момента его не трогали. В своей лаборатории (см кадр выше) учёный трудился над извлечением философского камня. Лечил людей, хотя священники относились к нему враждебно: «Принять лекарство от еврея, всё-равно, что заключить сделку с Люцифером». Первый обратил внимание на способность флейтиста подчинять всех своей музыке и он же забил тревогу когда грызуны появились на улицах и стали проникать в дома. Но именно его обвинили в еретическом мнении, что чума не является наказанием свыше, а распространяется крысами. Поэтому несогласного с господствующим мнением церкви предали суду инквизиции, где потребовали раскаяния и отказа от веры предков. Мелиус, который держался с большим достоинством, отказался, за это его сожгли на костре. Так в жанр мюзикла проникла правдивая трагическая история о талантливом еврее, ставшем в средние века, подобно тысячам и тысячам наших соплеменников жертвой христианской нетерпимости и религиозных предрассудков.

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован. Обязательные поля отмечены *

Вы можете использовать это HTMLтеги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>