Белый тигр (Россия, 2012) Режиссёр К. Шахназаров

Длительность 108 минут
kinogo.netЭкранизация одноимённой повести Ильи Бояшова «Танкист». Содержание его выходит за рамки военной прозы 1944 год. Соединения Советской армии несли огромные потери от внезапно появлявшегося на фронте новейшего фашистского танка Т-6 “Белый тигр”. История с ним получила широкую огласку и вот уже маршал Г. Жуков лично распорядился уничтожить противника Для задания выделили особо подготовленную машину Т-34-85. Контр-разведчик майор Федотов подобрал экипаж во главе с Иваном Найденовым (Алексей Вертков) ранее почти погибшим в бою именно с Белым тигром. Весь обгоревший, чудом выживший, потерявший память, боец вернулся на фронт одержимый идеей уничтожения германского чудовища, ставшего для него личным врагом. У солдата после ранения развилось мистическое чутьё на поле битвы и убеждение, что ликвидировать Белого тигра ему поручил «танковый бог». В ходе второго столкновения экипаж Найденова наглан цель в заброшенной деревне и вступил с ней в поединок. Танк-призрак подбит, но скрылся и следов его найти не удалось. Спустя год, уже после капитуляции Германии, майор Федотов нашёл Найдёнова по-прежнему готового к столкновению с исчезнувшим врагом и глубоко убеждённого, что его единоборство с этим олицетворением смерти не закончено.

Разведчик пытается убедить подчинённого, что наступил мир, но слышит в ответ: «Пока „Белый тигр“ не уничтожен, война не закончится, он затаился, готов ждать двадцать лет, пятьдесят, сто, но обязательно появится вновь и вновь нанесёт удар». Федотов отходит от машины и обернувшись видит на месте Т34-85 только легкую дымку. Таким образом единоборство двух боевых машин перенесено в вечность и возвышается до уровня символа непрерывного противостояния Добра со Злом. Концепция произведения органичная, целостная, восходит к осовремененному прочтению классического романа Германа Мелвилла «Моби Дик». Главный герой в ней предстаёт перед нами, одновременно и как жертва войны и как её порождение, готовое к бесконечной и беспощадной борьбе с олицетворением бездушной силы — Белым тигром. Бесчеловечность последнего подчёркивается уверениями Найденова, что во вражеском танке нет экипажа — это мёртвая машина.Белыйтигр2Карен Шахназаров так прояснил скрытый смысл фильма «Танк – это символ. Олицетворение зла войны. Танк не уничтожен, он просто исчезает. За этим стоит мысль о том, что война никогда не кончается. Война ведется и происходит всегда, даже сейчас. В сегодняшнем мире война имеет много разных форм. Она ведется разными способами, но она всегда идет». Казалось бы чего уж более, но авторы непонятно зачем «приплюсовали» к основному действию как минимум спорный эпилог, где поставили максимально жирную смысловую точку, подчёркивающую и без того понятный философский характер заявленного конфликта. Для нас же этот финал важен в первую очередь, ибо в нём совершенно неожиданно прорезалась еврейская тема. Гитлер в нём сидит напротив скрытого в тени таинственного собеседника (Сатаны?) и излагает свои оправдывающие войну взгляды как вековечное противостояние Старого Света чуждым ему силам. «…мы просто нашли мужество осуществить то, о чем мечтала Европа!… Разве мы не осуществили потаённую мечту каждого европейского обывателя? Они всегда не любили евреев! Всю жизнь они боялись эту мрачную, угрюмую страну на Востоке – Россию… Я сказал: просто давайте решим эти две проблемы, решим их раз и навсегда»… «Человечество стало тем, что оно есть, благодаря борьбе! Война — естественное, обыденное дело. Война идёт всегда и повсюду. Война не имеет начала или конца. Война — это сама жизнь. Война — это отправная точка». В России фрагмент и диалог получили и свое прочтение. Московский критик Виктор Матизен пишет: «Что бы ни думал и ни говорил режиссер-постановщик, именно в этих словах фюрера воплощен «мессидж» фильма. (…) Послание, которое несет отечественным зрителям «Белый тигр», совпадает с установкой любого российского консерватора и ксенофоба: Европа — враг России, мечтающий стереть ее с лица земли, а евреи (которыми в зависимости от политической конъюнктуры можно назначить кого угодно) — всеобщее зло. Не верится в то, что Бородянский (Александр Бородянский — автор сценария и наш соплеменник) с Шахназаровым решили поддержать идефикс «осажденной крепости», — но то, что вышло, соответствует вновь насаждаемой идеологии, нуждающейся во внешних и внутренних врагах. «Правду Гитлер сказал?» — спросил я одного из двух парней, которые пришли на тот же утренний сеанс. «Европа нас не любит…» — помявшись, ответил он. «А мы ее?» — «За что их любить? Двуличные они…» Спрашивать про евреев я не стал. (Журнал «Искусство кино», 2012, №5).Белыйтигр3В отличие от такого понимания, западные рецензенты вообще не обратили внимания на сей реверанс в сторону евреев и расценили фильм как прекрасно снятую экзистенциальную драму о вечных общечеловеческих проблемах бытия. Их точку зрения прекрасно выражает следующая пара цитат, извлечённая из сайта www. mosfilm.ru
«Зрителей, ожидающих сцен насилия на войне в стиле «Спасти рядового Райана», могут разочаровать более абстрактные, философские сцены – в частности, финал фильма. Последние сцены мало связаны с основным сюжетом и ставят перед зрителями некоторые «неудобные» вопросы о войне, нацизме и человеческой сущности. Шахназаров говорит, что его вдохновлял «Моби Дик», но, в отличие от Ахава, Найденов не жертва собственного высокомерия и жажды мести, а скорее пешка в космическом цикле войн. Белый Тигр мог бы с таким же успехом быть Вьетконгом или Талибаном или радиоуправляемым снарядом – всегда есть новые технологии и стратегии войны, которые сначала кажутся мистическими и всесильными, и всегда есть люди, как Найденов, готовые бороться несмотря ни на что». (Эндрю Джонсон)
«Возможно, главный герой «Белого Тигра» не Иван. Он столп бесстрашной силы и последняя надежда победить подобие Моби Дика, а между тем сыгранный Кищенко майор Федотов, скептический но преданный офицер, выступает в повествовании носителем тезиса «сердцем, а не умом». Не веря по-настоящему в то, что неодушевленные предметы могут разговаривать с Иваном, он в то же время не может игнорировать практически безупречный послужной список героя. Этот кризис веры движет фильмом, приводя к немыслимому выбору между логически мыслящим начальством и героем, в голове которого кто-то шепчет. И когда танк Ивана и Тигр начинают казаться призраками, исчезающими в клубах дыма сражения, невольно задумываешься, существуют ли они на самом деле в большей степени, чем Бог и Дьявол, добро и зло, борющиеся в высших сферах». (Джаред Мобарак)
Фильм снят подчёркнуто неторопливо. Однако, отсутствие внешней динамики, с лихвой компенсируется нагнетанием внутреннего напряжения, прорывающегося в сценах танковых поединков. Поддерживает концепцию режиссёра и саундтрек, основанный на лейтмотивах из опер Вагнера. Лента была выдвинута на премию «Оскар» и, хотя её не получила, но вызвала живой интерес большинства критиков, активно рекомендующих её к просмотру как умную и серьёзную работу. Автор аннотации присоединяется к этой точке зрения. Ну а еврейская тема здесь не более чем несущественное украшение “бантик” никак не влияющий на экзистенциальное содержание притчи.

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован. Обязательные поля отмечены *

Вы можете использовать это HTMLтеги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>