Шагал-Малевич (Россия, 2013) Сценарист и режиссёр А. Митта

Длительность 116 минут
kinopoisk.ruПривлекательная работа Александра Митты, которую сам автор охарактеризовал как смесь жанров: байопик, мелодрама, комедия и немного фэнтэзи. В реальные события органически включаются полотна или мотивы из произведений двух мастеров живописи и такие вставки позволяют по-новому расставить смысловые акценты. Своеобразие ленты заключается в её национальном колорите, ибо Марк Шагал (1887 — 1985) сформировался как личность в еврейском Витебске, имевшем в дни его юности многие характерные черты «штеттла». По фильму это прекраснодушный мечтатель, далёкий от насилия и политической борьбы, всю свою жизнь стремившийся вырвать людей из оков обыденности и поднять их до высот красоты и духовности. (Не отсюда ли полётность его персонажей взмывающих к небесам). На свою малую родину, уже сложившийся мастер (исполнитель – Леонид Бичевин) вернулся в 1919 году с мандатом подписанным самим Наркомом просвещения РСФСР Луначарским.

Художник воспринял большевистский переворот как «время великих возможностей», когда искусство может стать могучим оружием предотвращающим зло и одичание человека. Отсюда взятая им на себя грандиозная миссия, выраженная в лозунге «Сделать Витебск городом искусств, оазисом счастья—это и есть революция». На ироническое возражение жены «Витебск спит и видит такое счастье» – серьёзно и уверенно отвечает «разбудим». Для осуществления цели он открыл школу живописи с привлечением всех желающих, вознамерился создать музей, как некий храм красоты, где любой посетитель приобщался бы к высокой культуре.ШагалМ2Фильм представляет собой сочетание и переплетение нескольких взаимосвязанных сюжетных линий. Главная из них, вынесенная в заголовок — сопоставление исканий и непростые взаимоотношения двух творцов. Приглашённый Шагалом из Москвы на преподавательскую работу основатель супрематизма Казимир Малевич (Анатолий Белый) без ложной скромности именует себя великим художником, связанным с мировым разумом и изменившим небо и землю. Его речения — также набор лозунгов, вполне в стиле того бурного времени. Примеров множество: «Искусство — это не удвоение реальности. Природа — живая картина, но повторять ее — воровство. Искусство это способ понять и ощутить суть жизни, её смысл (…) Мы в искусстве делаем то, что делают химики в медицине — выделяем действующую часть средств. Супрематизм — это химия (…) Разум творит из ничего. В беспредметном обновлении — будущее искусства». Отсюда же его отношение к собраниям полотен «Какой музей… Никаких музеев. Искусство надо создавать из самой жизни… В музеях все исхожено, истоптано, прогнило и смердит. Нам незачем копаться в этом гнилье. Искусство, наконец пришло к своей чистой форме. Оно едва-едва освободилось от этих ржавых оков предметничества, а вы опять загоняете него в казематы? Музеи не то иное, как тюрьмы, тюрьмы и кладбища!».ШагалМ5При этом он по-своему талантлив. Способен «шершавым языком плаката» создать абстрактный но вполне доходчивый образ. Так родилось знаменитое «клином красным бей белых» покорившее даже председателя РВС Льва Троцкого. Тот дал своё толкование композиции огромного рисунка: «Отличный плакат, понятный любому неграмотному красноармейцу. Белые словно во тьме, а за красными — свет. Замечательно(…) Супрематизм — воистину революционное искусство». Но, при всём том, своими абстрактными линиями и геометрическими построениями Малевич разрушает привычный зрительный образ. Вот тут и бы и показать всю несовместимость подходов к пониманию и воссозданию прекрасного у двух творцов. Однако концепция Митты интереснее и её суть становится понятной только в финальной сцене. На протяжении основного действия зритель видит как намеченное противостояние нигде не перерастает в конфликт и в этом несомненная заслуга Шагала. Даже когда ученики двух классов мутузят друг друга, утверждая позиции своих учителей, Марк не осуждает сторонников иной позиции. Фактическое предательство подопечных, перешедших на сторону более ярких слоганов, также воспринимает спокойно — начинающие живописцы имеют право на свою точку зрения, это их выбор. В решающий момент прилагает все усилия для освобождения коллеги, попавшего в застенки ЧК. Он спасает его, также как выручал начинающих художников от мобилизации и отправки на фронт — заберёте сто, вернёте десять. Его нравственная позиция – каждый творец бесценен — выражение личностного стержня Шагала и, одновременно, противостояние власти.ШагалМ4Вторая линия Шагал — его жена Белла (Кристина Шнайдерман). Этот образ не слишком ярок, но необходим для понимания ещё одной вечной проблемы: творец и спутница его жизни. В отведённом актрисе материале нет ничего особенного: подобное нам известно из многих лент: исполнительница рисует девушку покорённую художником с юных лет. Она ждет его не один год, выходит за него замуж, против воли родителей, хотя изначально чувствует: её избранник никогда не будет принадлежать ей целиком. Конечно Марк по-своему любил свою суженую, но между ними всегда стояли его полотна а ей оставалось только служить. И она честно шла по избранному тернистому пути, родив мужу дочку, постоянно организуя его быт, готовая выполнить любое, даже самое рисованное поручение. Вся сущность, вся философия её жизни афористически выражена в одной фразе: «Для того чтобы один мог летать, другой должен крепко стоять на земле».ШагалМ3Третья линия — история Наума (Семён Шкаликов) — вымышленного соплеменника, которому создатели фильме не выделили даже фамилии. Возможно этим они хотели подчеркнуть типичность его судьбы. Молодой еврей разрывался между любовью к Белле и тягой к революции. После того, как избранница сердца отвергла юношу, он исчез с экрана, с тем, чтобы появиться на нём уже в эпоху гражданской междоусобицы в классическом облике красного комиссара. Зритель имеет возможность наблюдать за его нравственной деградацией. Поначалу Наум сохраняет некие черты симпатичности, способен на благородный поступок — спасает дочь Шагала. Но затем развращающее влияние бесконтрольной власти превращает его в монстра и вот он уже ставит Белле ультиматум; или она остаётся с ним или он губит художника. Благородная женщина готова пойти на жертву во имя любви, но тут в действие вмешивается четвёртая сюжетная линия.ШагалМ6Это история раввина Айзека (Дмитрий Астрахан) и его сына Лёвы (Яков Левда). Правоверный хасид, потерявший во время погромов много родственников, он в штыки воспринимает стремление юноши осваивать художество, видя в нём запрещённое иудаизмом создание идолов. С большим трудом Шагал убеждает этого почти ортодокса, что в полотнах может быть заложено доброе начало не противоречащее принципам свящённых книг. С другой стороны, Лёва, талант которого отражает не красоту а скорбь по родственникам погибшим во время погромов. Поэтому с его полотен рвётся не проповедуемая учителем любовь, но атмосфера зла, ибо так юноша освобождается от психологических потрясений гражданской войны. Трагична их судьба: Айзека застрелил Наум, после того как раввин отказался подписывать донос на Шагала. Лева прикончил Наума, отомстив за смерть отца и был уведён с места своего преступления Беллой, там самым спасающей талантливого ученика своего мужа.
Вот теперь самое время вернуться к финальной сцене. По улицам Витебска бегают мальчишки выкрикивая «мазила Шагал всех обокрал», обыватели толпой бегут к его мастерской с желанием отобрать у художника якобы изъятые им у буржуазии и присвоенные драгоценности. Белла умоляет его срочно покинуть город, ибо «если тебя не расстреляют чекисты, тебя растерзает толпа». «Я не буду никуда бежать» – отвечает Марк, а далее развёртывается фрагмент ради которого и снимался фильм. Живописец садится к холсту и начинает рисовать. Спустя несколько секунд он сам, его семья и поставленная на подрамник работа взмывают в безоблачное безмятежное небо. Ворвавшиеся в мастерскую преследователи обнаружив свою жертву улетающую подобно ангелу оцепенели. А вот уже возносятся ввысь из могилы расстрелянные Айзек и комиссар Наум. В сияющем пространстве встречаются и братаются живые и мёртвые. А внизу идёт решительный Малевич и когда друг и конкурент обращается к нему с предложением «Казимир, поднимайтесь! В моем небе не тесно», он слышит ответ: «А у меня здесь вся земля и весь космос! Марк, не забудь, мы должны заполнить его своим искусством». «Да, весь мир, и ни капли меньше, чтобы в нём стало больше радости и смысла» Таков этот гимн во славу очищающей, объединяющей и примиряющей силе великого искусства, но по-настоящему его можно прочувствовать и оценить только просмотрев фильм, преодолев его неровности, безусловные удачи и спорные моменты. Еврейская тема в нём — полноправная составляющая замысла режиссёра.

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован. Обязательные поля отмечены *

Вы можете использовать это HTMLтеги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>