Метис Божий (телефильм Франция, 2013) Режиссёр И.Д. Коэн

Длительность 96 минут
БогМетис1Парадоксальный поворот интересующей нас темы раскрытой на событиях из жизни реально существовавшего человека. Французский кардинал Жан-Мари Аарон Люстиже (1926 — 2007) вырос в семье эмигранта из Польши, иудея-ашкеназа. В 1940-м родители отправили мальчика на юг к знакомой, дабы спасти его от ужасов войны и грядущих репрессий, а та из тех же соображений окрестила ребёнка. Далее с ним произошло непредсказуемое: подросток обрёл в католичестве духовную опору, поступил в семинарию и стал кюре. Мать, погибшая в Освенциме, не увидела новой веры сына, но отец воспринял его выбор как личную трагедию. Самое удивительно в биографии главного персонажа — постоянное открытое признание им своей «пятой графы» В одном из интервью священника, о котором вспоминал режиссёр ленты Илан Коэн, Люстиже открыто заявил:«Я родился евреем, и остаюсь им, даже если это неприемлемо для многих. Для меня призвание Израиля – принести свет истинной веры гоям. В этом моя миссия, и я считаю, что христианство является лучшим средством для достижения такой цели».

 Разумеется, выкрест, помнящий о своих корнях, имел больше врагов, чем друзей, но его карьера стремительно пошла в гору, когда на папский престол взошёл поляк Кароль Войтыла, известный миру как Иоанн Павел II. (см в каталоге фильм “Человек, который стал Папой”). Понтифик стремился любыми путями возродить веру в Б-га и вернуть в храмы поредевшую паству. Поэтому он остро нуждался в творчески мыслящих помощниках, способных на решительные, даже рискованные с точки зрения религии действия. Энергичный, демократичный прелат-еврей, ставший истовым католиком привлёк его внимание, ибо, как выразился Папа в фильме «сила обращённого в том, что он осознанно выбрал веру». В 1979 году, когда и началось основное действие ленты, Ватикан назначил Жан-Мари Люстиже епископом Орлеанским, а немного позднее Архиепископом Парижским, На последнем посту он пробыл почти четверть века, и кроме этого стал кардиналом, а также одним из советников понтифика.
Положение главного персонажа, по его признанию, представляло собой сплошную и непрерывную провокацию. На него косо смотрели и ортодоксальные христиане и многочисленные евреи, в первую очередь родственники. Отсюда драматизм многих ситуаций и непрерывные испытания через которые он прошёл в избранной им стезе. Так, Люстиже:
– отбивался от католиков-антисемитов, требующих от собрата по вере с порочной «пятой графой» признания исторической вины еврейского народа, якобы распявшего Иисуса. Об этом свидетельствует сцена, когда в церковь где служил мессу главный персонаж вторглась группа сторонников известного своим мракобесием кардинала Лефевра;
– отказался выполнить просьбу-требование парижского раввина не называть себя евреем-христианином, ибо, как заявил оппонент, человек может быть либо евреем, либо христианином, но не тем и другим одновременно. Жан-Мари не пожелал отказываться от взглядов и, если не от имени, то хотя бы от фамилии данной родителями;
– не смог прочесть кадиш над гробом умершего отца, так как это шло в разрез с его верой. «Я произнёс его в душе» произнёс прелат обращаясь к своей еврейской кузине. «Лицемер» – услышал он в ответ. Понимая свою нравственную вину Люстиже завещал прочесть кадиш над своим гробом, что и было выполнено в 2007 году перед заупокойной мессой в его честь;
– отправился в Освенцим не только как католик, но и как еврей мать которого Гизелла Люстиже погибла там в феврале 1943 года. Сцены его пребывания там отсняты очень убедительно. Веришь, что главный персонаж пережил глубокое потрясение увидев воочию эту фабрику смерти. При этом, он — христианин – не смог произнести там «Отче наш», ибо мать-еврейка не приняла бы его молитвы;
– столкнулся с полным незнанием правды о Холокосте среди католиков-священнослужителей различного уровня. Такое невежество базировалось не только на антисемитизме широких масс верующих, но и на глубоком убеждении (особенно в Польше) в превосходстве христианства и в его исторической миссии противостоять «еврейскому засилью» в различных сферах.
Центральное место в сюжете заняла борьба развернувшаяся в мире во второй половине 1980—х, когда Иоанн Павел II разрешил построить в Освенциме женский монастырь. Этот акт сталkinopoisk.ru следствием решения понтифика причислить к лику блаженных Эдит Штайн (1891 – 1942) — крещёную врейку и монахиню кармелитку, погибшую в том аду. (Ещё одна удивительная судьба о которой см. аннотацию «Седьмая комната»). Католические власти, естественно, не консультировались с раввинами и выстроили обитель на том самом месте где нацисты истребляли евреев в газовых камерах. Прелаты мотивировали своё решение заявлением: «Сёстры будут молиться за всех», но их решение вызвало решительное возмущение различных иудейских общин и светских кругов. Они увидели в христианизации лагеря намерение забыть о нём, как о месте где осуществлялся геноцид еврейского народа. Начались яростные протесты. Парижский адвокат Клейн обратился к Люстиже, уже не к католику, а к соплеменнику имеющему вес в Ватикане, с призывом оставить Освенцим нетронутым, ибо он уже находился в списке памятников ЮНЕСКО, как символ Холокоста. «Еврейский Освенцим непримирим с христианским. Придётся выбирать на чьей вы стороне». Главный персонаж вынужден был потратить уйму сил, времени и нервов, налаживая дискуссию по этому важнейшему вопросу между представителями Папы и еврейскими общинами. В результате долгих и непростых переговоров монастырь вынесли за пределы территории лагеря. Именно в это время Люстиже, по мнению режиссёра фильма Илана Коэна, проявил себя, как «чемпион межконфессионального диалога».
Фильм правдиво показал двойственность бытия и уязвимость жизненной позиции главного персонажа — обращённого католика, Однако, при всех метаниях он оставался искренним в своих побуждениях и поступках. К тому же, по правилам и законам иудаизма еврей остается евреем и после перехода в иную веру (см. разъяснение Верховного раввината Израиля по делу Верховного Суда Справедливости “Брат Даниэль против государства Израиль”) Очень убедителен актёр Лоран Люка, создавший запоминающийся образ. Кстати, туманное для проката оигинальное название «Метис Божий» в англоязычных странах заменили на более понятное широкому зрителю «Еврейский кардинал» и уже в таком обличье лента попала в русские сайты. Её можно найти с неважными субтитрами, достаточными для того, чтобы составить о ней отчётливое представление. Для зрителей интересующихся еврейской темой и неожиданными поворотами судеб наших соплеменников.

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован. Обязательные поля отмечены *

Вы можете использовать это HTMLтеги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>