Ивановъ (Россия, 2010) Режиссёр В. Дубровицкий

Длительность 167 минут
kinopoisk.ruОбстоятельная экранизация первой значительной пьесы А.П. Чехова (1860 — 1904). Её главный персонаж – тридцатипятилетний чиновник Николай Иванов (Алексей Серебряков), образованный дворянин В молодости отдал дань либеральным реформам Александра II, участвовал в освобождении крепостных, активно поддерживал иные «прогрессивные идеи». Такая деятельность позволяла ему самореализоваться. В период реакции 1880-х испытал глубокое разочарование, обострившееся материальными проблемами. А деньги были остро нужны для лечения жены Анны Петровны – урождённой Сарры Абрамсон – (Анна Дубровская), у которой обнаружился туберкулёз. Но именно в это время Иванов ощутил полную холодность и равнодушие в страдающей супруге. Уходя от возникших проблем он стал всё чаще покидать поместье и посещать дом председателя земской управы Лебедева. Там познакомился с его 20-летней дочерью Сашенькой (Галина Боб), полюбившей Николая за несомненный ум, выделявший его из среды провинциальных дворян. Наш герой также не остался равнодушен к обаянию новой знакомой, и необходимость выбирать между двумя женщинами только усилила общий «раздрай» в его душе. 

В этом треугольнике нас в первую очередь интересует образ Сарры Абрамсон.Иванов2Далеко не случайно драматург избрал в спутницы жизни главному персонажу именно представительницу гонимого этноса, судьбу которого он затрагивал и в других произведениях (см в каталоге аннотацию на экранизацию его повести «Степь»). Через её тяжёлую судьбу автор, помимо всего прочего, показал трагедию крещённой еврейки, поставившей чувство выше принадлежности к своему народу и его культуре. Именно любовь побудила её принимать русское окружение мужа таким, как оно есть, мириться с бытовым антисемитизмом. Но Чехов использовал образ иудейки для более рельефной обрисовки внутреннего кризиса своего героя. Отлично понимая принесённые женой для него жертвы, Иванов уже в начале пьесы произносит горькие слова «Не женитесь вы ни на еврейках, ни на психопатках, ни на синих чулках, а выбирайте себе что-нибудь заурядное, серенькое, без ярких красок, без лишних звуков. Вообще всю жизнь стройте по шаблону. Чем серее и монотоннее фон, тем лучше. Голубчик, не воюйте вы в одиночку с тысячами, не сражайтесь с мельницами, не бейтесь лбом о стены… Да храпит вас бог от всевозможных рациональных хозяйств, необыкновенных школ, горячих речей… Запритесь себе в свою раковину и делайте свое маленькое, богом данное дело… Это теплее, честнее и здоровее. А жизнь, которую я пережил, – как ока утомительна! Ах, как утомительна!.. Сколько ошибок, несправедливостей, сколько нелепого…». Так вот, вынесен окончательный приговор всем своим порывам, увлечениям юности, в том числе способности идти наперекор общественному мнению. Дальнейшее развитие сюжета лишь подтверждает духовное оскудение персонажа.Иванов3На этом фоне Анна Дубровская играет самоотверженные попытки сохранить любовь мужа. Чехов в данном случае не столько драматург, сколько врач, видит главные причины тяжёлой болезни своей героини в отсутствии к ней со стороны Иванова даже не нежности, простого внимания. Она же прекрасно понимала все последствия своего брака с иноверцем и возикшие вокруг этого союза сплетни. До неё наверняка доходили сплетни (вроде прозвучавшего в одном из диалогов пьесы заявления) будто он женился на еврейке только из-за денег. Но не слова обывателей, а именно холодность Николая и собственное глубокое нездоровье доводят её до состояния умоисступления. Начинаются скандалы. Во время одного из бурных объяснений с языка мужа срываются слова «замолчи жидовка». Правда главный персонаж также потрясен вылетевшим из его уст оскорблением, но Саррой это воспринимается как крах любви, крушение всех надежд на личное счастье. Эта сцена сыграна актрисой настолько чётко, что понимаешь; после случившегося жить её героине дальше не для кого и незачем… Фильм сделан добротно, с элементами трагикомедии лишь подчёркивающими пустоту и бессмысленность провинциального быта чеховского времени. Кстати, многие критики до сих пор видят в психическом состоянии Иванова клинически точное описание депрессии. Вероятно в этом есть своя правда, но успех пьесы на сцене при жизни автора показывает, что современники увидели в судьбе главного персонажа не медицинский случай, а типичную историю тех лет. По динамике лента напоминает спектакль, что необходимо учитывать при её просмотре.

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован. Обязательные поля отмечены *

Вы можете использовать это HTMLтеги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>