17-я невеста (Израиль, 1985) Режиссёр Н. Левитан

Длительность 95 минут
17-%d1%8f%d0%bd%d0%b5%d0%b2%d0%b5%d1%81%d1%82%d0%b0Экранизация романа Ладислава Гросмана (1921 — 1981) «Невеста». Одно из первых обращений израильского кино к изображению Трагедии Шоа. Действие происходит в небольшом местечке где-то в «протекторате Богемия и Моравия» летом 1942 года. К тому моменту наших соплеменников в Чехии, в отличие от других уголков оккупированной Европы ещё не трогали. Конечно, они жили в гетто, носили обязательную жёлтую звезду, но продолжали вести обычный образ жизни, заниматься повседневными делами, думать о будущем. Главная героиня – дочь булочника Лиза (Лиза Хартман) – одна из выгодных невест городка; хороша собой, родители богаты — можно подождать с замужеством в надежде найти подходящего жениха. Поэтому она не обращала внимания на невзрачного сына трактирщика Иону (Джон Грилло), хотя тот влюбился в девушку по уши. Её не смущали приятельские отношения между главами обоих семей — она решила всё сделать по своему. Внезапно на стенах гетто вывесили приказ по которому всех незамужних женщин обязали явиться на сборный пункт для отправки в трудовые лагеря Третьего рейха.

Евреи простодушно решили, что с ними играют по правилам, которые можно обойти. Для этого нужно только срочно выдать дочерей замуж, можно даже всех в один день. Женихи оказались нарасхват, но Ионе выпал счастливый билет — он пошёл под хупу с Лизой. Их родные и все соплеменники молодожёнов наивно не подозревали о вступлении Холокоста в страшную завершающую фазу «окончательного решения еврейского вопроса»…
К сожалению, на русский язык книга не переводилась, поэтому судить о ней и фильме приходиться по скупым интернет-источникам. Как известно, Гросман пришёл в большую литературу на пятом десятке. Широкую популярность ему принёс роман «Магазин на площади» и сделанный по нему блестящий фильм (см каталог). «Невеста» оказалась первым произведением автора законченным после алии в Израиль (1968). Отмечается прекрасное знание писателем провинциального еврейского быта и в этом нет ничего удивительного, ибо Ладислав вырос в небольшом словацком городке. Наряду с этим привлекает умелое последовательное нагнетание трагизма, оттеняемое блёстками печального еврейского юмора. Как отмечал один из рецензентов, «Уже само решение оккупационных властей зарегистрировать еврейских женщин выглядит зловещим, и уже поэтому возникает сочувствие к евреям. Тем не менее, они надеются, что это не более чем простая формальность, но история говорит нам, что это шаг к уничтожению целой общины и всего народа. Показанная на этом фоне надежда, что всё образуется остаётся вечной и даже иррациональной человеческой чертой, глупо проявляющейся в страшной ситуации, но своим проявлением оттеняющей трагизм происходящего». Экранизация произведения стала второй работой Надава Левитана но, к сожалению, данных о ней немного и судить о художественных достоинствах его работы автор аннотации данный момент не может. Известно, что значительная часть натурных съёмок проходила в Вассербурге (Западная Германия) и в главных ролях задействованы молодые и потому недорогие американские актёры. Для Лизы Хартман, впоследствии известной певицы в стиле кантри, это была первая большая роль в кино. Очевидно ленту снимали на английском языке; интересно как её показывали в Израиле с дубляжом или с субтитрами? Так или иначе, но в своё время её заметили и запомнили. Один из зрителей уже в наши дни написал: «Хотя “17-я невеста” не достигает уровня “блокбастера”, этот независимый фильм остался одной из моих любимых исторических драм. В нём привлекают психологически достоверные сюжетные линии, искренность переживания, особое чувство юмора и тонкое понимание трагедии. К этому следует добавить заслуживающую доверия интерпретацию главной женской роли Лизой Хартман. Сказанное делает этот фильм для меня лучшей «некоронованной» драмой о Второй мировой войне». (составлено по различным источникам)

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован. Обязательные поля отмечены *

Вы можете использовать это HTMLтеги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>