Вакольда (Аргентина-Испания-Франция, 2013) Сценарист и режиссёр Л. Пуэнсо

Длительность 90 минут
%d0%b2%d0%b0%d0%ba%d0%be%d0%bb%d1%8c%d0%b4%d0%b01В англоязычных странах известна, как «Немецкий доктор». Автоэкранизация романа Лусии Пуэнсо, в уотором еврейская тема углубляет основную сюжетную линию. Патагония 1960-го года. На пустынной дороге в малозаселённой части Аргентины встретились одинокий путник, назвавшийся Гельмутом Грегором (Алекс Брендемюль) и семья местных переселенцев. Энцо (Диего Перетти), его беременная жена Ева (Наталия Орейро) и их трое детей перебирались к живописному озеру. Мужчина решил начать жизнь на новом месте, открыть там гостиницу и подрабатывать изготовлением уникальных кукол. Случайный спутник, действуя уговорами и деньгами, напросился постояльцем в их дом, а вскоре открыл ветеринарный кабинет в соседнем городке, куда по делу и без него захаживали его соотечественники. После того, как незнакомцу понравилась её любимая кукла Вакольда, им особенно заинтересовалась 12-летняя Лилит (Флоренсия Бадо). Родившись раньше положенного срока и переболев тяжёлыми болезнями, девочка отставала в росте и физическом развитии. Именно поэтому, её как самую маленькую постоянно дразнили соученики.

Гельмут взялся лечить её гормональными препаратами, ускорившими рост, но вызывавшими неблагоприятные побочные эффекты. В то же время он наблюдал за беременностью Евы, носившей двойню. Каждый свой шаг немецкий врач фиксировал с немецкой педантичностью. Внешняя культурность Грегора не могла скрыть его холодного взгляда, выдававшего полное бездушие. Аргентинская семья и не подозревала, что столкнулась с одним из опаснейших нацистских военных преступников – Менгеле, известном как «доктор-смерть». Не станем вдаваться в детали сюжета, а перейдём к своеобразной концепции фильма.%d0%b2%d0%b0%d0%ba%d0%be%d0%bb%d1%8c%d0%b4%d0%b02Как заявила в одном из своих интервью режиссёр ленты «Меня интересовали сложные причины, по которым аргентинское правительство открыло двери для многих нацистов. … Какова роль обособленных немецких поселений, основанных в Патагонии задолго до Второй мировой войны, когда нацизм уже превратился в нечто ужасное? И что случилось с детьми, которые выросли в этих поселениях, когда они осознали, с какими чудовищами они жили бок о бок?.. ». Однако помимо этого Пуэнсо решила придать рассказанной истории многозначность и для этого решила использовать символику кукол. Подобный ход неоднократно использован в произведениях различных эпох. В недавнее время мы находим его на более глубоком смысловом уровне в романе Дины Рубиной «Синдром Петрушки» (см в каталоге одноимённый фильм). Пуэнсо же поставила перед собой более конкретную задачу. В её понимании куклы – воплощение мира детства Лилит, рождённые любовью и мастерством её отца. И даже, когда они, подобно Вакольде, ломаются то всё равно остаются дороги хозяйке. А всё потому, что каждое такое творение рождалось в персональной мастерской Энцо, в атмосфере любви и любое его создание было уникально, как неповторим любой человек. Но, когда “друг семьи” Гельмут решил помочь кустарю-одиночке и поставить производство кукол на поток, картина изменилась. Зритель увидел сотни одинаковых изделий, собранных руками работников небольшого заводика. Их можно было запустить в любую серию, делать с механизмом или без, но при этом исчезло главное — неповторимость каждого экземпляра. Перед нами бездушные копии великого оригинала, лишённые вложенного в них тепла. Отсюда уже недалеко и до конвейера смерти, в котором отдельная личность ничего не стоит, она лишь песчинка для замысла некоего злого гения, в данном случае фашиста.%d0%b2%d0%b0%d0%ba%d0%be%d0%bb%d1%8c%d0%b4%d0%b03А спасшиеся из Третьего рейха преступники живучи, пока действуют их покровители. Менгеле бежал от справедливого суда в Европе и укрылся среди своих единомышленников в Латинской Америке. Как показано на экране, здесь в немецких поселениях благополучно жили сотни и тысячи нацистов. Они создавали свои школы, где продолжали проповедовать бредовые идеи, вывешивали флаги со свастикой, поднимали руки в известном приветствии, отмечали дни рождения любимого фюрера. Более того, сюда принимались и аргентинские дети, которым прививалось извращённое понимание культуры. При такой защите и поддержке «доктор-смерть» вернулся к опытам по выведению сверхрасы «людей солнца». Но времена всё-таки изменились; преступник и его пособники жили в страхе справедливого возмездия. Оно грядёт через еврейскую тему, ненавязчиво появившуюся на 32 минуте, когда в поле зрения зрителя попадает газетный заголовок «Израильские агенты ищут Менгеле». Далее нас знакомят с фотографом школы Норой Эльдок (Елена Родхер). Вскоре мы понимаем, что эта женщина, прибывшая на работу с прекрасными рекомендациями выполняла секретную миссию. Она собирала материал о преподавателях и гостях учебного заведения и передавала сведения скорее всего в Моссад. На 68 минуте с экрана нам сообщают о похищении в Буэнос-Айресе Адольфа Эйхмана. Эта дерзкая операция израильской разведки показала всему миру, что военные преступники могут быть схвачены в любом уголке мира и преданы суду за свои злодеяния против человечности и участие в Холокосте. После неё Менгеле, испугавщись ареста, бежал в Парагвай, а Нору (как явствует из заключительного титра) через два дня нашли убитой.
Лента сделана профессионально, насыщена символикой, но смотрится как-то слишком спокойно и остранённо. Скорее всего это обусловлено точкой зрения на происходящее, показанное глазами 12-летней Лилит. В 2013 году фильм был представлен на Каннском кинофестивале в категории “Особый взгляд”. Получил 10 национальных кинопремий Номинировался на «Оскар», как лучшая иностранная кинокартина.

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован. Обязательные поля отмечены *

Вы можете использовать это HTMLтеги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>