Адрес неизвестен (США, 1944) Режиссёр У. Мензис

Длительность 75 минут
%d0%b0%d0%b4%d1%80%d0%b5%d1%81%d0%bd1Экранизация одноимённого романа Кэтрин Тэйлор (1938), одна из немногих лент военного периода касающихся темы гитлеровского антисемитизма. Судя по различным источникам, действие развёртывается в середине 1930-х. Еврей Макс Айзенштайн (Морис Карновски) собирается открыть в Сан-Франциско художественную галерею. Его закадычный приятель немец Мартин Шульц (Пол Лукас) решил поехать на историческую родину. Их дети Генрих Шульц (Питер ван Эйк) и Гризелла Айзенштайн (Кейт Стивенс) любят друг друга, но девушка отложила свадьбу, так как лелеяла честолюбивые замыслы стать актрисой. Итак, Шульцы отправились в Мюнхен. С ними поехала и Гризелла, чтобы попробовать начать в Старом свете артистическую карьеру. (Генрих остался в США). В Третьем рейхе Мартин встретил влиятельного функционера барона Фрише (Карл Эсмонд), оказавшегося его злым гением. Сыграв на национальных чувствах нового знакомого, фашист вовлек его в деятельность нацистской партии. Его стараниями Шульц вскоре получил ответственный пост в министерстве пропаганды, однако теперь должен был вести себя так, как требовали его работодатели. В частности, он перестал писать другу-еврею. Не получая от него сообщения Макс решил, что приятель боится слежки нацистов и отправил ему письмо со знакомым. 
Мартин встретил посланца крайне холодно и сомнения в подлинности его антисемитизма рассеялись… Тем временем Гризелла Эйзенштайн под псевдонимом Стоун поступила в труппу одного из берлинских театров. На способную исполнительницу быстро обратили внимание и она получила главную роль в одной из постановок. Однако, незадолго до премьеры Фрише узнал о её еврейском происхождении. На спектакле в котором Гизелла играла девушку-христианку и в одной из сцен молилась в церкви разразился скандал. Сидящие в зале нацисты кинулись на сцену и чуть было не линчевали жидовку, оскорбившую протестантсткую веру. Девушке пришлось бежать из театра по направлению к дому Шульцев, но Мартин захлопнул перед ней дверь. Преследователи застрелили Гизеллу возле дома, а Макс получил короткое холодное сообщение: “Хайль Гитлер! Твоя дочь – мертва”. Айзенштайн старший был потрясён, а Генрих, поняв подоплёку трагедии, решил отомстить отцу… Через короткое время Мартин начал получать из Америки странные машинописные письма. Несмотря на его уверения, гитлеровцы заподозрили в непонятном тексте шпионский шифр. Шульца выгнали с работы, жена, не смогшая простить мужу пособничество в убийстве Гризеллы, забрала детей и увезла их в Швейцарию. Фрише потребовал от Мартина признания в агентурной работе и все попытки несчастного оправдаться ни к чему не привели. Понимая, что его арестуют, он начал спускаться по лестнице своего дома и  (эта сцена в откликах выделена особо) позади него на стене высветились оконные переплёты, символизируя паутину предательства в которую он попал. В финале Макс получил по почте последнее отправленное Шульцу странное письмо со штемпелем «адресат неизвестен».

Фильм считался одной из лучших американских лент 1944 года. В Интенете можно найти его оригинальную копию без перевода Ныне он устарел, но в нём по-прежнему привлекает операторская работа признанного мастера своего дела Рудольфа Мате. Польский еврей Рудольф Майер (1898 – 1964), поменявший за океаном фамилию, работал в Голливуде, как оператор и режиссёр почти 30-ть лет. По уверению одного из критиков, его «карьера … в качестве главного оператора была выдающейся, он обеспечивал как крупных, так и малых режиссёров высококачественным визуальным стилем и атмосферой, соответствующей их задачам.” Пять лет подряд (1940 – 1944) номинировался на “Оскар” по своей специальности. Познее выступил как постановщик нескольких картин.

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован. Обязательные поля отмечены *

Вы можете использовать это HTMLтеги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>