Дыра в луне (Израиль, 1964) Режиссёр У. Зохар

Длительность 90 минут
%d0%b4%d1%8b%d1%80%d0%b0%d0%b2%d0%bb1Достовный перевод названия «Дыра в белом». Оставшаяся в истории израильского кино попытка сделать абсурдистскую комедию. Оле хадаш ашкеназ Зелник (Ури Зохар) прихал из порта Яффо в пустыню Негев. Здесь он открыл киоск по продаже прохладительных напитков — похоже его не смутило отсутствие людей. Почти сразу же неведомо откуда возник и конкурент мизрахи (Шайке Офир), открывший через дорогу такой же бизнес. Покупателей не было — торговцы могли лишь продавать свой нехитрый товар друг другу. Это их не устраивало и силой своего воображения они начали создавать город. Построенные ими картонные домики из подобия декораций превратились в бетонные здания. Подошедшим прохожим оказавшимся артистами, предложили перевоплотиться в жителей. Сатирический штрих: появившиеся арабские актеры по воле создателей фильма стали еврейскими персонажами. Им дали роли пионеров-халуцим и они начали пахать землю, распевая сионистские песни. Город, тем временем быстро разрастался, представляя собой некий гибрид промышленного предприятия и сельскохозяйственного поселения. 

Но, самое главное, населяющие его персонажи перестали подчиняться творцам. горожане стали действовать по своим правилам, грань между вымыслом и реальностью окончательно разрушилась. Символично, что в финале погиб Зелник, который символически оказался жертвой созданного им мира. Тем самым и комедия переросла в мрачную аллегорию….

Видимо, хотя фильм и имеет основную сюжетную линию, большая роль в нём играет мозаика сценок высмеивающих всё подряд. Под огнём критики оказались даже сионистские мифы, но более всего, быт и нравы израильских киностудий. В действие включены миниинтервью с женщинами, им задаётся только один вопрос: хотят ли они сниматься в кино? Естественно, ответ утвердительный, однако показанные на экране фрагменты кинопроб показывают лишь полное отсутствие у претенденток таланта к лицедейству. Во второй половине всплывает фигура психоаналитика (Дан Бен Амоц), обсуждающего с различными персонажами их проблемы (совершенно в духе заокеанских фильмов). Пародийно используются приёмы израильских и заокеанских лент (например, вестернов и гангстерских боевиков). Лента была удостоена похвал критики, но её совершенно не понял зритель. В прокате она провалилась и ныне найти материалы по ней в интернете почти невозможно. Впрочем, один из рецензентов уже в 2000 году попытался понять место «Дыры в луне» в истории израильского кино и отметил: «В эпоху формирования израильской культуры, Ури Зоар оказался тем, кто помог заменить культ нации на более современный культ отдельной личности. Фильмы, подобные этому, говорят, “У меня есть бюджет и я собираюсь взять с собой некоторых друзей и повеселиться от души”. В своё время. “Дыра в Луне” опьяняла, она считалась поистине революционной вещью. Но сам Зоар был впереди всех и шёл своим путём. Возможно уже тогда у него зрело решение, осуществлённое одно или два десятилетия спустя, когда он отказался от предыдущей работы и ушел в религию. Так, что не случайно его веселье оказалось недолговечным» Интересно бы понять насколько лента кинематографически устарела к нашему дню. (составлено по различным источникам)

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован. Обязательные поля отмечены *

Вы можете использовать это HTMLтеги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>