Загон (Франция-Югославия, 1961) Сценарист и режиссёр А. Гатти

Длительность 105 минут
%d0%b7%d0%b0%d0%b3%d0%be%d0%bd1Дебют в полнометражном игровом кино Армана Гатти. На экране гитлеровский концлагерь Маутхаузен, где заключённые надрывались в карьерах, вытаскивая породу по крутым склонам. Пара узников обронила носилки и звероподобный капо на глазах у равнодушного офицера заставил их драться. Именно в тот момент эсэсовцу пришла в голову изуверская мысль выяснить за какой гранью люди теряют человеческий облик и превращаются в животных. Отобрав двух несчастных — немецкого коммуниста Карла Шонгауэра (Ханс Кристиан Блех) и еврея Давида (Жан Негрони), фашист распорядился посадить их на ночь в загон. Предложенные им условия игры просты, но жестоки: того из пары, кто убьёт другого – помилуют. Если до утра доживут оба — оба умрут. Так остались один на один антифашист со стажем, сидящий в заточении с 1933 года и песчинка из шести миллионов погибших в Холокосте. За несколько часов им предстояло узнать сущность друг друга и сделать самый важный в жизни выбор. 

Никто из них не хотел покупать жизнь столь страшной ценой. Карл сохранил мужество и верность своим взглядам, а Давид осознал себя не безвольной жертвой, а личностью, способной к духовному противостоянию.  Помощь обречённым организовала подпольная группа Сопротивления, подменив Карла телом умершего узника. Но им сострадал весь лагерь, ибо трагедия двоих как в капле воды отразила положение каждого. Садизм фашистов, поощряемый их безнаказанностью не помешал сплочению людей независимо от их взглядов и убеждений. Эта общность гуманизма особенно чётко проявилась в образе молодой чешки Анны (Тамара Милетич), откровенно поддержавшей сидевших в загоне и вместе с Давидом отправленной в газовую камеру.%d0%b7%d0%b0%d0%b3%d0%be%d0%bd2Арман Гатти (р 1924) в юности сам был узником Маутхаузена, отсюда и столь реалистичное жестокое изображение будней фашистского лагеря. Это делает «Загон» своеобразным документом, подобным знаменитому фильму Ванды Василевской «Последний этап» (см каталог). Глубокое общечеловеческое звучание ленты сделало её явлением в мировом кино. Кинокартина отмечена на нескольких смотрах; она получила приз критики в Каннах и одну из главных наград Московского фестиваля 1962 года. Затем её купили для показа в СССР, но автор этих строк по молодости её не посмотрел. В дальнейшем режиссёр не создал ничего столь же художественно значимого, постепенно отошёл в тень и, возможно, поэтому его лучшее творение на несколько десятилетий оказалось забытым. Однако, уже в 21 веке интерес к этому чёрно-белому фильму стал возрастать. Сегодня критики уважительно пишут о нём и наиболее концентрированный отзыв выглядит так: «Загон» сильный и мощный фильм, который заслуживает того, чтобы быть увиденным». (аннотация составлена после просмотра семи-минутного фрагмента и по различным источникам).

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован. Обязательные поля отмечены *

Вы можете использовать это HTMLтеги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>