Сентябрь в Ширазе (США, 2015) Режиссёр У. Блэйр

Длительность 110 минут
%d1%81%d0%b5%d0%bd%d1%82%d1%8f%d0%b1%d1%80%d1%8c%d0%b2%d1%881Редкое обращение к теме восточного еврейства, показанной через призму кровавых «революционных» событий. Экранизация одноимённого романа Далии Сойфер. Осень 1979 года. В доме богатого иранского предпринимателя Исаака Амина (Адриан Броуди) празднуют Рош а-Шану и отправку сына на учёбу за океан. В поведении весёлой компании причудливо и органично сочетаются черты еврейской, восточной и западной культур. Время тревожное. В Иране уже более полугода правят исламские фанатики во главе с аятоллой Хомейни, идёт повальная борьба против всего западного и насаждаются нормы шариата. Но состоятельный ювелир уверен в безопасности. Своё богатство он нажил упорным трудом, бизнес вёл в соответствии с законами шахского времени и никогда не имел конфликтов с властями. Это заблуждение скоро развеивается. Прямо в рабочем кабинете его арестовывают, надевают на голову мешок и доставляют в застенки на окраине города, напоминающие средневековый зиндан. Семье об этом ничего не сообщают и жена Парваз (Сельма Хайек) неделями ничего не может узнать о судьбе мужа. Она обивает пороги чиновников, вынуждена сносить оскорбления и унизительные личные досмотры. 
Дальнейшую эпопею страданий и спасения семьи Амина желающие могут найти и посмотреть сами. Но, по-моему для авторов фильма еврейская тема, хоть и важная сама по себе, стала предлогом для показа человеконенавистнической сути любой (не только исламской) революции. Её главные показанные на экране черты:%d1%81%d0%b5%d0%bd%d1%82%d1%8f%d0%b1%d1%80%d1%8c%d0%b2%d1%883- руководство массовым переворотом принадлежит либо убеждённым фанатикам, либо карьеристам обиженным свергнутым режимом. Первых — меньшинство, а вторые стремятся не к созданию общества благоденствия, а к достижению корыстных целей. При этом, все, кто не вписываются в создаваемый новый режим объявляются врагами. «Вам пора понять, что времена… когда вы могли что-то требовать закончились. Сейчас — наша очередь»;
– для успеха в своей борьбе организаторами используется доступная массам идеология, которая привлекает множество простых людей. В её основе привлекательные идеи равенства. Подобно тому, как в России, отменили использование слова господин и вели слово товарищ , так и в Иране узаконили обращение брат, сестра. Но такое единение носит только внешний характер. За ним скрывается подогреваемая идеологами зависть к богатеям, могущим позволить себе то, о чём простой рабочий и служащий даже думать не могли. На первых порах такая демагогия имеет успех;
– чуть ли не в первую очередь равенство распространяется на имущество «врагов народа». Убедительны сцены, когда подчинённые вывезли с фабрики Амина сырье и оборудование, якобы для его спасения от революционеров. Короткое время спустя новый отряд реквизирокал из дома предпринимателя всё мало-мальски ценное имущество. Известный по русской истории лозунг «грабь награбленное» скрывал почти неприкрытую жажду наживы;
– обвиняя свергнутый режим в насилии революционеры тут же усваивают все уже соществовавшие ранее жестокие формы борьбы с инакомыслием. Кроме того, они делают это насилие ещё более кровавым и массовым. Для этого достаточно видеть все круги ада, которые Исаак прошёл в застенках. Уговоры сменяются избиениями и изощрёнными издевательствами. Главный персонаж вынужден присутствовать при расстреле других и стоять у стенки сам, ожидая рокового выстрела.%d1%81%d0%b5%d0%bd%d1%82%d1%8f%d0%b1%d1%80%d1%8c%d0%b2%d1%882На этом страшном фоне спасение Амина и его близких, как и инакомыслящих других национальностей выглядит, чудом. Общечеловеческий характер рассказанной истории подчёркивается заключительным титром: «Этот фильм посвящён все семьям мира, пострадавшим от гонений». В таком контексте показ насаждаемых аятоллами антисемитизма и антиизраильской пропаганды стали существенными штрихами в общей картине исламского фанатизма и антигуманности. Фильм показывался на нескольких фестивалях и получил хорошую прессу. Для зрителей интересующихся отражением еврейской темы в мировом кино.

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован. Обязательные поля отмечены *

Вы можете использовать это HTMLтеги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>