Сентябрь в Ширазе (США, 2015) Режиссёр У. Блэйр

Длительность 110 минут
%d1%81%d0%b5%d0%bd%d1%82%d1%8f%d0%b1%d1%80%d1%8c%d0%b2%d1%881Экранизация одноимённого во многом автобиографического романа Далии Сойфер. Осень 1979 года. В доме богатого иранского предпринимателя Исаака Амина (Адриан Броуди) празднуют Рош а-Шану и отправку сына на учёбу за океан. В поведении весёлой компании причудливо и органично сочетаются черты еврейской, восточной и западной культур. Время тревожное. В Тегеране уже более полугода правят исламские фанатики во главе с аятоллой Хомейни, идёт повальная борьба против всего западного и насаждаются нормы шариата. Но состоятельный ювелир твёрдо уверен в безопасности. Ведь своё богатство он нажил упорным трудом, бизнес вёл в соответствии с законами шахского времени и никогда не имел конфликтов с властями. Это заблуждение скоро развеивается. Прямо в рабочем кабинете его арестовывают, надевают на голову мешок и доставляют в застенки на окраине города, напоминающие средневековый зиндан. Семье об этом ничего не сообщают. Его жена Парваз (Сельма Хайек) неделями ничего не может узнать о судьбе мужа, хотя обивает пороги чиновников, вынуждена сносить оскорбления и унизительные личные досмотры. 
Дальнейшую эпопею страданий и спасения семьи Амина желающие могут найти и посмотреть сами – фильм можно найти на российских торрентах. Но, по-моему для его авторов еврейская тема, хоть и важная сама по себе, стала предлогом для показа человеконенавистнической сути любой (не только исламской) революции. Вот её главные показанные на экране черты:%d1%81%d0%b5%d0%bd%d1%82%d1%8f%d0%b1%d1%80%d1%8c%d0%b2%d1%883- руководство массовым переворотом принадлежит либо убеждённым фанатикам, либо карьеристам обиженным свергнутым ими шахским режимом. Первых — меньшинство, а вторые стремятся не к созданию общества благоденствия, а к мести и достижению корыстных целей. При этом, все, кто не вписываются в создаваемый новый режим объявляются врагами. «Вам пора понять, что времена… когда вы могли что-то требовать закончились. Сейчас — наша очередь»;
– для успеха в своей борьбе организаторами используется доступная массам идеология, которая привлекает и одурманивает множество простых людей. В её основе привлекательные идеи равенства. Внешняя примета нового времени узаконенное всеобщее обращение брат, сестра (подобное использованию в послереволюционной России слова товарищ). За ним скрывается подогреваемая идеологами зависть к состоятельным людям, могущим позволить себе то, о чём простой рабочий и служащий даже думать не могли;
– требование равенства в первую очередь подразумевает конфискацию и делёж имущества «врагов народа». Убедительны сцены, когда подчинённые вывезли с фабрики Амина сырье и оборудование, якобы для его спасения от революционеров. Короткое время спустя новый отряд реквизировал из дома предпринимателя всё мало-мальски ценное имущество. Известный нам по русской истории лозунг «грабь награбленное» скрывал почти неприкрытую жажду наживы;
– обвиняя свергнутый режим в насилии “революционеры” тут же усвоили все существовавшие ранее жестокие формы борьбы с инакомыслием. Более того, они сделали насилие ещё более кровавым и массовым. Это впечатляюще показано во всех кругах ада, которые Исаак прошёл в застенках. Уговоры сменялись избиениями и изощрёнными издевательствами. Главный персонаж вынужден был присутствовать при расстреле других и стоять у окровавленной стенки сам, ожидая рокового выстрела.%d1%81%d0%b5%d0%bd%d1%82%d1%8f%d0%b1%d1%80%d1%8c%d0%b2%d1%882На этом страшном фоне спасение еврейской семьи Амина выглядит чудом, примером везения изредка случающегося даже в самые жестокие времена. Однако основной упор сделан именно на общечеловеческом характере рассказанной истории, подчёркнутом заключительным титром: «Этот фильм посвящён все семьям мира, пострадавшим от гонений». В таком контексте насаждаемые аятоллами и хорошо известные миру юдофобия и антиизраильская пропаганда стали существенными штрихами в общей картине исламского фанатизма и экстремизма. Фильм показывался на нескольких фестивалях и, в большинстве получил хорошую прессу. Для зрителей интересующихся отражением еврейской темы в мировом кино.

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован. Обязательные поля отмечены *

Вы можете использовать это HTMLтеги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>