Общественное око (США, 1992) Режиссёр Х. Франклин

Длительность 98 минут
p14227_p_v8_aaДословный перевод названия похоже восходит к библейскому всевидящему оку — так авторы фильма самонадеянно определяют роль СМИ в жизни общества. В русских сайтах лента известна как «Фотограф» или «Хроникёр». Нью-Йорк, 1942 год. Наш соплеменник, сын эмигрантов из России – Леон Бернстайн (Бернштейн) работал как независимый репортёр под псевдонимом «Великий Бернзини». Он мотался по мегаполису, делал  леденящие душу снимки преступлений и сбывал их в разные газеты по три доллара за штуку. За годы работы изучил криминальную среду, стражей правопорядка, получил право слушать полицейскую радиоволну и заработал скандальную известность. Его не уважали, но считались с железной журналистской хваткой. Поэтому Леона однажды пригласила в ночной респектабельный клуб «Society» его хозяйка Кей Левиц (Барбара Херши). 

Это заведение посещали различные знаменитости и у него была устойчивая хорошая репутация. Но после смерти мужа и хозяина — Лу – к вдове заявился некий Портифино. Посетитель огорошил сообщением, что покойник задолжал ему крупную сумму и, предъявил претензии на половину доходов с бизнеса. С помощью вездесущего хроникёра женщина решила выяснить кто организовал такой «наезд». Выполняя поручение Бернзини раскрыл грандиозную аферу с поставками дефицитного бензина для армии США в которой оказались замешанными правительственные чиновники и итальянские мафиози. По ходу действия его подставляли, за ним гонялись и копы и уголовники, но главный герой оказался хитрее всех и запечатлел уничтожение одного уголовного клана другим. Как развивались события зрителю лучше всего посмотреть самому. В финале Леона, совершенно непривычного к массовому вниманию чествуют как героя, спасшего тысячи американских солдат.

В этом несколько старомодном, но динамично сделанном фильме самое интересное работа Джо Пеши (Бернстайн). Психологически очень точно исполнитель создает образ прожжённого «журналюги»,%d0%be%d0%b1%d1%89%d0%be%d0%ba%d0%be2 готового пойти на всё за удачную фотографию. Но актёр на этом не останавливается и показывает за неряшливым обликом циника тонкого наблюдателя нью-йоркской жизни, делавшего высокохудожественные, отвергаемые всем издателями фото. Именно в силу своей незаурядности Леон остро чувствует своё одиночество и знакомство с Кейт порождает в нём надежды не только на ответное чувство, но и на на взаимопонимание. Однако обаятельная и неглупая женщина не выдержала испытания на прочность. Она продала Бернштейна мафии в обмен на невмешательство в дела её клуба. Герой остался безнадёжно одинок прикованный как цепью к своему ремеслу.
В интернет-источниках неоднократно указывается, что для образа Бернзини использовались некоторые факты и отдельные фотографии реально существовавшего репортёра Виджи (Уиджи). Под этим псевдонимом скрывался галицийский еврей Ашер (Артур) Феллиг (1899 — 1968), %d0%be%d0%b1%d1%89%d0%be%d0%ba%d0%be3подвизавшийся в американской прессе на протяжении тридцати лет. Расцвет его репортёрской деятельности начался в эпоху «сухого закона» и продолжался до начала 1960-х. Его первая выставка называлась «Убийство — мой бизнес». После войны он перешёл на создание высокохудожественных фотографий, портретов, работал техническим консультантом в кино. Много ездил с лекциями по всему миру; в 1959-м побывал и в СССР. Показательно, что Джо Пеши на экране внешне напоминает Виджи, в чём нетрудно убедиться посмотрев на приведённый выше кадр и снимок прототипа персонажа из кинокартины. Фильм интересно показывает один из вариантов профессиональной самореализации и нравственного приспособления еврея в мультикультурной среде США.

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован. Обязательные поля отмечены *

Вы можете использовать это HTMLтеги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>