Шоу Эйхмана (телефильм Великобритания, 2015) Режиссёр П. Уильямс

Длительность 96 минут
%d1%88%d0%be%d1%83%d1%8d1Психологическая драма о процессе над одним из организаторов «окончательного решения еврейского вопроса» Эйхманом в Израиле в 1961-м году интересна необычным поворотом сюжета. В центре действие не заседания суда, а организация их телевизионной трансляции. Главные герои – реально существовавшие персонажи, наши соплеменники: продюсер, в прошлом узник Освенцима Милтон Фрутман (Мартин Фриман) и один из ведущих американских операторов, недавняя жертва маккартизма Лео Гурвиц (Энтони Лапалья). В течение нескольких дней они собрали в Иерусалиме дружную команду евреев разных национальностей и провели огромную подготовку. В первую очередь, они так умело и незаметно встроили аппаратуру в стены зала заседаний, что даже придирчивые жрецы Фемиды не смогли ничего возразить. Но техническая задача оказалась самой лёгкой частью работы. Гораздо сложнее оказалось раскрыть через съёмки глубинную сущность процесса и сделать это так, дабы через поведение одного преступника обнажить перед всем миром бесчеловечную природу фашизма. Ведь, кроме всего прочего, телевизионщикам предстояло проявить гражданское мужество, ибо последыши Гитлера шантажировали телевизионщиков, запугивали письмами, телефонными звонками, обещая уничтожить не только их, но и их семьи. 

В психологически точном повествовании авторы смогли поднять ряд важных нравственных проблем. Прежде всего это отношения между продюсером и оператором. Фрутман вложил в проект солидные деньги и ждал от него коммерческой выгоды. Он уже продал право показа в 37 стран и, естественно, хотел, чтобы трансляция из Иерусалима оттеснила на второй план все ведущие мировые новости, включая полёт Гагарина в космос и поражение американских наёмников в заливе Кочинос на Кубе. Лишь сочетание новейших впечатлений с воспоминаниями о лагерном аде побудило его отказаться от главенства выгоды.%d1%88%d0%be%d1%83%d1%8d2Гурвиц же с самого начала желал показать на весь мир этический момент – нравственный крах подсудимого под тяжестью неопровержимых доказательств. Для этого он виртуозно играл планами с четырёх камер, показывая общую картину суда, но при этом уделял основное внимание Эйхмана: его лицу, рукам, мимике, бегающему взгляду. Однако тот оказался крепким орешком. Долгие недели процесса он выкручивался отводя неотразимые улики. Его не смогли «пробить» выступления жертв Холокоста и страшные по силе киноматериалы. Лишь допрос, блестяще проведённый государственным обвинителем Хаузнером, вынужден матёрого нациста «сломаться» и, хотя бы частично, но признать свою вину.

Фильм также показал насколько важное место заняло влияние этого многосерийного телерепортажа на международное общественное мнение. Под воздействием наглядного материала оно изменилось не только в мире, но и в Израиле. Ведь когда выжившие репатрианты из Европы рассказывали сабрам и олимам четвёртой — пятой алии о страшных мучениях и издевательствах над евреями в годы войны, те попросту смеялись и говорили «такого не могло быть». После процесса всё изменилось и к страданиям жертв Холокоста в еврейском государстве начали относиться совершенно иначе. Обилие документальных кадров стало в ленте осознанным приёмом придающим ему особую достоверность. Привлекает точно найденная интонация и хороший дуэт исполнителей главных ролей. «Шоу Эйхмана» существенно дополнило представления зрителей о процессе над нацистским палачом уже показанном в других лентах, таких как «Ханна Арендт», (см каталог)%d1%88%d0%be%d1%83%d1%8d3В заключение отзыв зрителя, позаимствованный из сайта «kinopoisk.ru” «Судебный процесс в Иерусалиме (…) стал важным событием в историографии, вывел общественное понимание ужасов Холокоста на новый уровень. Процесс стал вехой в развитии телевидения, благодаря сложности подготовки материала и его рассылке в десятки стран мира. Именно об этом рассказывает «The Eichmann Show» — о людях, которые работали над освещением суда для мировой общественности. Поэтому перед нами не детектив, в основе которого расследование геноцида евреев, не судебная драма, что, казалось бы, очевидно. Перед нами социальная, местами даже бытовая история о незаурядных людях в особых обстоятельствах.

Большая часть фильма разворачивается в пределах всего нескольких помещений (…) В центре истории здесь двое мужчин, продюсер и режиссер, которые должны преодолеть не только внешние испытания и противодействие, но и собственные разногласия между собой. В целом довольно грамотно воссоздан временной период начала 1960-х, как и атмосфера Израиля (местами было ощущение, словно снова вернулся в Иерусалим). События развиваются очень неторопливо и, если тема истории и Второй Мировой вам безразлична, фильм пройдет мимо вас. В остальном же, вполне достойное кино формата не для массового зрителя».

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован. Обязательные поля отмечены *

Вы можете использовать это HTMLтеги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>