Запреты (Франция-Россия-Германия, 2013) Сценарий и режиссура Ф. Котларски и А. Вейль

Длительность 101 минута
%d0%b7%d0%b0%d0%bf%d1%80%d0%b5%d1%89%d1%91%d0%bd%d0%bd%d1%8b%d0%b51В англоязычных странах и в России это название превратилось в «Друзья из Франции». Дебют в полном метре Филиппа Котларски и Анны Вейль. По аннотациям действие происходит в 1979 году, в СССР, куда с группой туристов приехала пара молодых евреев  из Парижа. Это двоюродные брат и сестра: Кэрол (Стафани Соколински) и отнюдь не по родственному влюблённый в неё Жером (Джереми Липпман). Она двадцатилетняя идеалистка, мечтающая защищать справедливость; он — приглашён ею в путешествие как переводчик, знающий русский язык. Оказавшись за «железным занавесом», группа отправились в Одессу. Пока её участники любуются архитектурой и посещают музеи, Кэрол пытается помочь своим соплеменникам выехать на историческую родину. Поэтому главные персонажи вечерами отправляются на рискованные встречи с людьми настроенными против советской системы. Сначала они знакомятся с бывшим физиком Виктором (Владимир Фридман). Уже десять лет он влачит жалкое существование, ибо в 1969-м жене и сыну разрешили выехать в Израиль, а его не выпустили, так как он, якобы, обладал некой секретной информацией. Его знакомая Вера (Аня Букштейн) предлагает Жерому жениться на ней. Среди новых знакомых Давид, Натан и Ханна Браиловские. Это — “отказники” – термин ныне мало известный молодёжи. В своё время так назывались советские евреи, подавшие документы на выезд в Израиль и получившие отказ. 

После такого решения храбрецов, немедленно увольняли с работы, обрекая на голодное существование и подвергали общественному порицанию, всячески вынуждая остаться в СССР. Однако непокорные “аиды” через некоторое время подавали прошения ещё раз, снова сталкивались с отказом и такое противостояние могло продолжаться несколько лет подряд, до получения долгожданного, выстраданного разрешения на эмиграцию. Так раскрывается первый смысл названия «Запреты». (Впрочем, проблема отказничества в СССР является одной из интереснейших страниц в истории советского еврейства и ещё ждёт достойного экранного воплощения). Убедительно воссоздана система тотальной слежки за иностранцами, находящимися под плотным колпаком КГБ. Все они должны находиться в группе и посещать обязательные мероприятия. Любая самостоятельность вызывает вопросы и подозрения. Столько жёсткий контроль требует хорошего знания конспирации, о которой главные персонажи имеют самое смутное представление. Впрочем, и рассказать им о еврейском государстве почти нечего. Если Кэрол провела там какое-то время, то Жером не был там ни дня. Гораздо лучше подготовлен к работе в советской Одессе ещё один показанный нам француз – Леон (Мартин Ниссен). Женат на русской, каждый год приезжает в СССР и умудряется провозить через таможню учебники иврита и прочую запрещённую литературу.

Казалось бы перед нами лента посвящённая борьбе отдельных личностей за свои права против запретов тоталитарного режима, но авторы вложили в неё второй смысл. Между двоюродными братом и сестрой возникает сексуальная связь. (Есть эротическая сцена). По нравственным принципам западной культуры подобные отношения близких родственников считаются инцестом,  грехом и потому запрещены. Но авторы подвергают сомнению и этот запрет. Такой поворот сюжета придал фильму черты вызова традиционной морали, но, одновременно, он переместил смысловые акценты, ослабил звучание политической и еврейской темы. Может быть из-за этого критики отнеслись к подобному сочетанию скептически. Что же касается финала, то он вполне реалистичен. Тайные посещения иностранцами оппозиционеров не остались без внимания КГБ и молодых французов быстро и решительно выслали туда откуда они прибыли. Средний по художественным достоинствам фильм большого резонанса не получил. (Составлено после просмотра трейлера и по различным источникам)

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован. Обязательные поля отмечены *

Вы можете использовать это HTMLтеги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>