Толедо (сериал, Испания, 2012) Разные режиссёры

Длительность 970 минут (13 серий)
%d1%82%d0%be%d0%bb%d0%b5%d0%b4%d0%be1Полное название «Толедо. Пересечение судеб». Костюмная мелодрама из эпохи Альфонсо Х Мудрого (1252 — 1284), когда полным ходом шла Реконкиста (отвоевывание христианами Испании у арабов). Уже было создано королевство Кастилия и его правитель (по фильму) пытался создать справедливое государство, где жилось бы комфортно христианам, мусульманам и евреям. Но он был немолод, болен и нуждался в поддержке. В начале действия монарх вспомнил о верном вассале Родриго де ла Пенья (Эдуард Фарело) и назначил его главным судьёй Толедо. Суровый воин устал от двадцати лет непрерывных походов, однако отказать самодержцу в его настоятельной просьбе не сумел. Новому алькальду предстояло наладить отношения с многонациональным населением столицы и раскрывать заговоры против своего повелителя. Но нас интересуют не многочисленные, приправленные эротикой сюжетные повороты, а  достаточно значимая еврейская тема. Она воплощена в показе проходящей через всё действие дружбы Родриго и главы иудейской общины Абрахама (Алекс Ангуло).
Как и все подобные сериалы, «Толедо» трактует историю достаточно вольно. Конечно, съёмки в средневековых замках придают фильму видимость достоверности, но уже в костюмах и обрядах критики заметили многочисленные отступления от истины. Весьма осовременены диалоги, в одном из них Альфонс даже использует модный термин «толерантность» о которой в 13-м веке и слыхом не слыхали. Поверхностность наложила отпечаток и на экранную характеристику Абрахама (см его на снимке ниже). Нам ни разу не показали его жилище, хотя чуть ли не в каждой серии мы видим еврея в доме Родриго. Он приглашаем там к столу, где за беседой спокойно вкушает некошерную пищу. Вскользь упоминается, что иудеи живут в своём квартале, рядом с городской стеной и там существует так называемая «еврейская дверь». Она менее других ворот охраняема и через неё проще покинуть пределы Толедо. Впрочем, создателей ленты бытовые подробности мало интересовали. Через общение Родриго и Абрахама они преследовали цель показать содружество двух очень разных по происхождению, воспитанию, положению людей  и представить его символом плодотворного духовного союза культур.%d1%82%d0%be%d0%bb%d0%b5%d0%b4%d0%be2Показанное в действии многолетнее содружество христианина с иудеем вызывало неприязнь и постоянные обвинения со стороны феодалов и прелатов. Остановлюсь на одном, самом развёрнутом, сюжете. В начале третьей серии в городе и возле него было найдено четыре трупа, причём на каждом теле оказались вырезаны каббалистические знаки. Следы преступлений привели в местную библиотеку одним из руководителей которой (вместе с падре и исламским богословом) являлся Абрахам. Именно там переписчики копировали труды античных и средневековых авторов различных стран и религий, а среди них «в штате» трудились покойники. К моменту гибели все они переводили с иврита на испанский некую мистическую книгу Соломона, где описывался обряд вызова демонов, дающих смельчаку всевластие. Дальнейшие три серии ведётся поиск таинственного манускрипта, за которым особенно рьяно охотились архиепископ и граф Миранда. В детективную интригу вольно или невольно оказались вовлечены прелестная мусульманка Рашида и влюблённый в неё сын Родриго Мартин. Расследование по-началу пошло по ложному пути, ибо ответственность за убийства злодеи попытались возложить на евреев. Католические священники открыто повели антисемитскую пропаганду, обвиняя иудеев в ритуальных жертвах и подстрекая население к погромам. По распоряжению короля Абрахама арестовали и ему грозила смертная казнь. Судья не только выручил друга, но и привлёк его к расследованию загадочной истории. Впрочем, развязка понятна зрителю задолго до того, как её осмыслят главные персонажи.
Антисемитизм подогреваемый церковью являлся постоянной составляющей и (увы) достаточно реалистической чертой жизни Толедо, отражённой в различных эпизодах. В пятой серии евреев представили источником эпидемии («вы не приносите в этот город ничего, кроме бедствий»). В седьмой их (вместе с мусульманами) обвинили в покушении на инфанта Фернандо. По фильму, юдофобия католиков присуща не только кастильским феодалам и церковникам, она показана как черта всего тогдашнего западного мира. Явившись с визитом в Толедо, герцог Аквитании (юг Франции) с презрением заявил «с нетерпением хочу узнать город, где христиане едят от того же блюда, что евреи и мусульмане». Абрахам в этой среде не относится к числу главных персонажей, но появляется в каждой серии, как помощник и мудрый советник судьи. Он постоянно поддерживает Родриго в его стремлении к миру и согласию между различными народами и культурами. В таком сотрудничестве проявился идеализированный и невероятный для Средневековья союз двух людей враждебных вер показанный как немыслимое для того времени сочетание административной силы христианского государства и многовекового разума еврейского народа.
Несмотря на свой размах, сериал получил достаточно скромные оценки критиков. Один из рецензентов здраво написал: ««Толедо» масштабный для Испании и проходной для остального мира исторический сериал, вполне пригодный к просмотру, если строго с него не спрашивать. Высокой драмы здесь не увидишь, но актерская игра на достойном уровне, декорации и костюмы не отвечают канонам эпохи, но красочны и, в целом, неплохи, а старинные крепости и дворцы, где проходила большая часть съемок, прекрасны. Ну и профан в испанской истории может запомнить после просмотра пару имен, событий и составить более-менее точное представление о хитросплетениях особенного мульти-религиозного общества, которое в то время на короткий срок сформировалось на Пиренейском полуострове. Хотя лучше все-таки сверять развивающиеся на экране перипетии событий с исторической литературой».

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован. Обязательные поля отмечены *

Вы можете использовать это HTMLтеги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>