Империя под ударом (сериал, Россия, 2000) Разные режиссёры

Длительность 624 минуты (12 х 52)
%d0%b8%d0%bc%d0%bf%d0%b5%d1%80%d0%b8%d1%8f1Приключенческий сериал, посвящённый противостоянию Царской тайной полиции и Боевой организации эсеров. Время действия 1901 — 09 годы. Главные персонажи вымышлены, но среди второстепенных много реальных фигур, в том числе евреев, занимавших видные посты в партии социалистов -революционеров. Уже в начале зритель видит создателя и первого руководителя Боевой организации — Григория Гершуни (Константин Хабенский). Во второй серии он непосредственно занимается подготовкой убийства министра Внутренних дел Российской империи Сипягина. Вместе с ним появляется Евно Азеф (Владимир Богданов) — одна из самых мрачных фигур в среде экстремистов (кадр из фильма см ниже). Этот преемник Гершуни был провокатором; то есть работал на тайную полицию (охранку) и одной рукой готовил покушения, а другой сдавал своих собратьев жандармерии, получая за это большие деньги. По фильму был разоблачён вымышленным персонажем, следователем Павлом Путиловским (Игорь Ливанов), хотя в действительности его тайну раскрыл либеральный публицист Владимир Бурцев. Оба вдохновителя и организатора терактов показаны людьми без чести и совести. 

Они либо искали исполнителей убийств среди духовно ограниченных, фанатично настроенных   личностей, либо привлекали к кровавым делам людей с ущербной психикой. Идеологи готовили подчинённых к преступлениям, прикрываясь громкой революционной фразой, но внутренне относились к ним как к быдлу.%d0%b8%d0%bc%d0%bf%d0%b5%d1%80%d0%b8%d1%8f2Однако сериал впервые в игровом кино даёт нам интересный сюжет из седьмой части, где наши соплеменники «засветились» в одной из самых спорных страниц Первой русской революции. Историки не пришли по ней к единому мнению, поэтому фильм предлагает нам своё толкование событий того времени. Действие эпизода начинается 9 января 1905 года, когда было расстреляно массовое мирное шествие рабочих Петербурга к царю (так называемое «Кровавое воскресенье»). Организатором похода к Зимнему дворцу явился известный на всю Россию своими проповедями и благотворительностью, поп Георгий Гапон (Александр Домогаров). В день трагедии его спас от гибели изображённый на кадре ниже еврей, эсер Петр (Пинхас) Рутенберг (Георгий Траугот). Именно в этот день у него появилась мысль использовать популярное имя священника для распространения эсеровских идей. Он вывез Гапона в Париж, где с ним познакомились руководители его партии. Но в царской контрразведке решили «перекупить» попа, используя его честолюбие. Георгия уговорили вернуться в Россию и уже на родине один из руководителей охранки – Пётр Рачковский – предложил ему 100.000 рублей на благотворительные проекты. В обмен на деньги поп обязался предоставить в жандармерию списки Боевой организации эсеров. Гапон согласился, но открыл предложение Рутенбергу, ибо только через него мог добыть требуемую информацию. Эсер расценил сотрудничество Гапона с охранкой как предательство и предложил своим начальникам устранить изменника вместе с Рачковским. Однако полицейский внял предостережению Путиловского и на встречу с реолюционерами не явился. Тогда Рутенберг обратился к Азефу с просьбой разрешить ему прикончить одного священника. Евно, бывший как мы знаем провокатором, туманно ответил: «Поступайте так, как вам подсказывает совесть». Сочтя эту фразу “благословением”, Рутенберг заманил Гапона на дачу в пригороде Питера, где тот и был повешен как изменник. На месте расправы террористы оставили приговор, написанный от имени партии социалистов-революционеров.%d0%b8%d0%bc%d0%bf%d0%b5%d1%80%d0%b8%d1%8f4Неожиданно для исполнителя акции, разразился скандал. Рутенберга вызвали на заседание ЦК, где заявили, что у него не было полномочий творить суд и расправу от имени партии. Тем самым эсеры снимали с себя ответственность за убийство священника и переложили вину на Пинхаса Моисеевича. “Но у меня было разрешение на такой поступок” – ответил виновный и сослался на Азефа. «Ничего подобного» – ответил тайный агент охранки, – «я действительно сказал то-то и то-то, но мои слова не являлись согласием и, если Рутенберг понял мои слова, как одобрение действий — это его вина». Так один еврей, прохвост и провокатор, подставил другого — честного идеалиста, что явилось лишним свидетельством низкого нравственного уровня верхушки эсеровского движения. После приведённой сцены Пинхас Моисеевич оскорбился, покинул и заседание и партию эсеров. Уже за пределами фильма он отошёл от революционной деятельности и уехал за границу в Европу, где вернулся к работе инженера-энергетика. В дальнейшем увлёкся идеями сионизма и в 1919-и вернулся на историческую родину. Здесь этот энергичный человек стал одним из пионеров электрификации Палестины, сделав для “нового ишува” много хорошего. Созданная им на рубеже 1930-х кампания «Хеврат хашмаль» действует в еврейском государстве и до сих пор. Позднему этапу жизни Рутенберга, скончавшегося в Тель-Авиве в 1941-м году посвящён израильский фильм «Электрический человек» (см каталог).%d0%b8%d0%bc%d0%bf%d0%b5%d1%80%d0%b8%d1%8f3Из других еврейских персонажей темы следует отметить второстепенные образы двух бомбистов. Первый — Соломон Кысс (Юрий Тарасов) — партийная кличка Мортимер – показан в восьмой серии. Находился в группе боевиков, готовившей в 1908-м взрыв дачи премьер-министра Петра Столыпина. Задержанный полицией, он не выдержал допросов с пристрастием и пошёл на сотрудничество с властями. При этом, террорист повел двойную игру: частично поставлял информацию жандармам, но в то же время продолжал участвовать в деятельности боевиков. Показан и его конец при теракте, когда погибло много невинных людей, но Столыпин не пострадал. Ещё одна наша соплеменница Дора Бриллиант (Ирина Апексимова) появляется в 11 — 12 сериях. (Фото актрисы в этом образе см выше). За отведённое ей короткое экранное время лишь намечает непреклонный характер террористки в дальнейшем арестованной и посаженной в Петропавловскую крепость. За рамками действия остался финал её короткой судьбы, ибо Дора в каземате заболела острым душевным расстройством и умерла в заключении в 1909 году.
Родственный материал о террористической деятельности эсеров использован в нескольких других фильмах, особенно близок по материалу “Империи под ударом” сериал «Секретная служба Его Величества» (см каталог).

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован. Обязательные поля отмечены *

Вы можете использовать это HTMLтеги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>