Пётр Лещенко. Всё, что было… (сериал Россия, 2013) Режиссёр В. Котт

Длительность 416 минут (8 х 52)
%d0%bf%d1%91%d1%82%d1%80%d0%bb1Около – биографический сериал, посвящённый личности русского и румынского эстрадного певца Петра Лещенко (1898 — 1954). Его слегка приблатнённые ресторанные песенки, растиражированные на грамзаписях, были очень популярны в среде русской эмиграции, а также находили поклонников в СССР. К сожалению многие страницы жизни главного персонажа неизвестны до сих пор и поэтому, как выразился сценарист Эдуард Володарский, он «сочинил судьбу» своего героя. Отсюда, видимо, появился подзаголовок кинокартины – «историческая драма», ибо в сюжете достоверные события сочетаются  с вымышленными линиями и персонажами. Действие обрамляют эпизоды начала 1950-х, когда артист попал в советскую тюрьму по обвинению в сотрудничестве с гитлеровцами. В промежутках между допросами, побоями и пытками он вспоминал свою нелёгкую жизнь. Нас заинтересовал введённый в повествование «еврейский след», проявившийся через вымышленный  образ импресарио Лещенко (Константин Хабенский), одессита Даниила Зельцера (Сергей Бызгу). 

По сериалу они познакомились в 1920-м году, когда главный персонаж лежал в кишинёвском госпитале и остро переживал свалившееся на него, как на уроженца Бессарабии, румынское гражданство. Новый знакомый, услышавший певца ещё до войны, вынес свой вердикт: «У меня нюх на настоящих музыкантов… а талант должен быть богатым». Преодолев упорное сопротивление будущего клиента и став его менеджером, он «раскрутил» неизвестного исполнителя сначала в Румынии, а затем организовал ему многочисленные гастроли в различных странах Европы и, тем самым, вывел на звёздную орбиту. %d0%bf%d1%91%d1%82%d1%80%d0%bb2Актёр Сергей Бызгу (см фото) создал на экране узнаваемый по характерной интонации и прибауткам национально окрашенный образ. Его герой – разбитной, шустрый малый, умеющий быстро сходиться с людьми и обладающий несомненной деловой хваткой. На протяжении нескольких серий созданный им персонаж, хоть и не являлся главным, но играл существенную роль в жизни певца. Он упорно строил своё «дело» в интересах Лещенко и с пользой для себя, несмотря на откровенную юдофобию окружающих. Так, один из заправил румынского шоу-бизнесу, возомнивший себя благородным потомков древних италийцев нагло заявил в глаза Зельцеру: «Вы, евреи, должны быть благодарны нам римлянам, что мы в своё время не истребили вас всех до последнего. А желающих сделать это было очень много … как впрочем и сегодня». Даниил снёс подобное оскорбление, которых в его жизни было, видимо, предостаточно и продолжал добиваться своего. Но с середины 30-х, когда по Европе стал расползаться гитлеровский антисемитизм, ему стало действовать всё сложнее. Особенно ухудшилось его положение, когда режим Антонеску заключил союз с Гитлером. Как известно, в начале Великой Отечественной немцы, совместно с румынами захватили юго-западные районы СССР. Лещенко, как румынский подданный получил право гастролировать в оккупированной Одессе, однако Зельцеру из-за «пятой графы» путь туда был заказан. С помощью друзей певец оформил своему импресарио паспорт с национальностью «болгарин», но это не спасло Даниила от ареста. Его с пристрастием допрашивали румынский следователь и гестаповец. Выведенный из себя еврей бросился на гитлеровца и тот застрелил его…
Образ Даниила Зельцера позволил показать некоторые черты положения наших соплеменников в трагические для Европы годы. Но, появление у реально существовавшего популярного певца вымышленного импресарио-еврея устроило далеко не всех зрителей. При этом многие из них руководствовались в своих оценках не антисемитизмом, а неприятием искажения исторической правды. (Впрочем, “Чисто одесский сайт” утверждает, что Лещенко по отцу был евреем…) В целом, сериал представляет собой материал для понимания особенностей использования еврейской темы в постсоветском кино.

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован. Обязательные поля отмечены *

Вы можете использовать это HTMLтеги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>