Мурка (сериал Россия, 2016) Режиссёры В. Мочалов, А. Розенберг

Длительность 624 минуты (52 х 12)
%d0%bc%d1%83%d1%80%d0%ba%d0%b01Развёрнутые остросюжетные фантазии вдохновлённые знаменитой блатной песней. 1921 год. Главная героиня Маруся Климова (Мария Луговая) вместе с женихом Иваном направлялась в Одессу в составе секретного отряда московского ГПУ. Задача чекистов – ликвидировать лидера сети преступных сообществ портового города, вора-медвежатника по кличке Бриллиант. Сотрудничать с местной милицией «гости» не пожелали, ибо по их данным там уже давно засел «крот». Пришельцы представились шайкой крутых ростовских уркаганов – «Апостолами». Маруся, ставшая в Одессе Муркой, выдала себя не более – не менее за любовницу батьки Махно – Марго Дмитриевскую. Положив после смерти жениха 12 бандитов, она завоевала авторитет всех уголовников. Во второй половине сериала женщина-чекист наконец-то познакомилась с Костей-Счетоводом (он же Бриллиант). Король преступного мира влюбился в неё с первого взгляда, да и она не осталась равнодушной к его мужскому обаянию. С этого момента Мурка оказалась между молотом чувства и наковальней революционных взглядов и обязанностей.

Подробности и финал эпопеи каждый может увидеть сам. По уверениям создателей фильма каждый его персонаж, имеет конкретный исторический прототип, но мы обратимся только к изображению на экране еврейской среды. Ведь без неё Одесса-мама просто немыслима.%d0%bc%d1%83%d1%80%d0%ba%d0%b02

Наших соплеменников в сериале достаточно много по обе стороны фронта, однако отрицательные персонажи выглядят гораздо колоритнее. Драматургически наиболее рельефно выписана Циля Дворкина, по прозвищу Циля-Центнер (Нина Дворжецкая). Биография этой бандерши складывается на экране постепенно из её собственных слов. По признаниям женщины в юности ей сделал предложение руки и сердца трамвайщик, однако девушку закружили стремление к лёгким деньгам и тяга к развлечениям. Она отказалась от мирной семейной жизни,  и пустилась во все тяжкие. В дальнейшем сожалела о несостоявшемся спокойном существовании, раскаивалась в преступных деяниях –  «таких, как я Б-г не спасает, он про меня забыл». В момент действия видная собою бой-баба содержала в центре города салон красоты, который посещала вся местная элита. За вывеской безобидного заведения скрывался один из центров организованной преступности, а его хозяйка спокойно державшая на столе под газетой маузер, считалась влиятельным лицом в уголовном мире. Несмотря на постоянные опасности воровского бытия, сохранила стойкость характера, умение радоваться мгновению и жить одним днём. Её философия наиболее чётко определена в словах: «Я любила четверых. Троих из них убили. Я по первому плакала, по второму плакала, а когда третьего зарезали, я подумала, а шо я всё время плачу, шо я для слёз родилась? С тех пор я больше не плачу. Так, одна-две слезы — и хватит. Чего и вам желаю». Она по-женски поняла Мурку и оказалась её доверенным лицом и советчиком в трудных ситуациях. Именно от неё главная героиня услышала совет: «Не теряй времени — иди спасай свою любовь. Молодость одна, и той срок проходит».%d0%bc%d1%83%d1%80%d0%ba%d0%b04Остальные евреи преступного мира, числом около десятка, проходят вторым планом. Из них наиболее колоритен Хейфиц (Александр Резалин) — самый старый в Одессе скупщик краденого, ростовщик и авторитетный знаток в толковании воровских понятий. Уже его внешний облик с неизменной кипой – см выше – выдаёт в нём еврея.
В лагере защитников советской власти больше всего привлекает внимание интеллигентный еврей-фотограф Малкус (Иван Верховых). По фильму он держал заведение в центре города и к нему ходила масса народу — ведь снимки на документ или на память нужны были всем. Это помогало ему маскировать свлю подлинную деятельность — независимого от местных властей резидента ГПУ в Одессе. К сожалению, фото изображающее артиста в этой роли в интернете не нашлось. Из остальных «светлых» персонажей весьма любопытна Соня Гертнер (Алёна Бабенко). Её реальный прототип известный как «Сонька — золотая ножка» пришёл на работу в ГПУ только в начале 1930-х, но создателей ленты это не обеспокоило. Показанная на экране убеждённая большевичка, комиссар милиции за шесть лет до изображаемых событий пережила бурный роман с греческим красавцем Захарием Каржогло (Джаник Файзиев). Оба сохранили о том времени нежные воспоминания, однако их развели крутые повороты истории. С приходом НЭПа Захарий превратился в успешного предпринимателя, совмещающего легальную деятельность с контрабандой. Для бывшей любовницы он стал постоянным классовым врагом, но когда его убили, Соня безудержно зарыдала над телом бывшего бойфренда. Так в фильме обозначена ещё одна женская судьба, принесённая в жертву революционной деятельности.%d0%bc%d1%83%d1%80%d0%ba%d0%b03Сериал сделан в темпе заокеанских боевиков и смотрится хорошо. Персонажи чуть что хватаются за стволы и «мочат» друг друга. Потасовки следуют почти без перерыва, кровь (особенно ближе к финалу) льётся рекой, динамика неуклонно возрастает. Знаменитая песня, естественно, – музыкальный лейтмотив. Одесса на экране не столько реальное место, сколько яркая лубочная картинка. В таком изобразительном решении проявилась установка создателей ленты, романтизировавших уголовный мир. Но, возможно так получилось из-за резкого ухудшения российско-украинских отношений после Майдана 2014 года. Поэтому съёмки вольного города пришлось делать не на Дерибасовской, а в Крыму и в Москве. Материал для понимания особенностей использования еврейской темы в постсоветском кино.

Мурка (сериал Россия, 2016) Режиссёры В. Мочалов, А. Розенберг: 5 комментариев

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован. Обязательные поля отмечены *

Вы можете использовать это HTMLтеги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>