Ночной портье (Италия, 1974) Режиссёр Л. Кавани

Длительность 118 минут
%d0%bd%d0%be%d1%87%d0%bd%d0%be%d0%b9%d0%bf1Основное действие развёртывается в Вене 1957 года, где объединилась группа бывших фашистов, которые уничтожали документы и свидетелей их прошлых злодеяний, надеясь, тем самым уйти от возмездия. В ней состоял работавший ночным портье Максимилиан Альдорфер. Основная сюжетная линия начинается в момент когда именно в “его” гостиницу приехали американский дирижёр Аттертон со своей женой Люцией (Лючией). Макс мгновенно узнал в ней бывшую заключённую концлагеря, где он, как офицер СС, служил  в 1943 – 45 годах. Тогда нацист выделил молоденькую девушку в группе украшенных жёлтыми звёздами итальянских евреев. Офицер сохранил ей жизнь, сделал её своей сексуальной рабыней и воспитал из неё первоклассную шлюху, надо полагать не только для себя. Лючия со своей стороны испугалась призрака из прошлого, ибо почувствовала, что он сохранил над ней былую власть. Так и случилось. При встрече Макс снова подчинил её себе и между ними прошла череда интимных встреч во время которых они осознали, что должны принадлежать только друг другу. Тем временем соратники Альдорфера узнав о появлении в жизни их соратника опасной свидетельницы поставили ему ультиматум…
После выхода фильм произвел впечатление откровенностью эротических сцен и потому приобрёл славу одного из самых скандальных фильмов мирового кино. В некоторых странах зрители даже ломились на сеансы, снося двери в просмотровые залы. В наше время это произведение смотрится гораздо спокойнее и можно не предвзято разобраться в его особенностях. На наш взгляд, основное глубинное содержание ленты – экзистенциальная драма о об искажении естественных человеческих отношений в гитлеровском концлагере, где стираются все различия и господствующий тип отношений: обладающий властью насильник – жертва. Используя своё привилегированное положение, а также беспомощность и страх смерти владевший всеми заключёнными, Макс (Дирк Богарт) не просто изнасиловал молоденькую девственницу, превратив её в свою собственность. Став её первым мужчиной, он чувственно воспитал её и приучил получать сексуальное удовольствие исключительно через принуждение и разнузданность. Этот путь оказался для неё в дальнейшем настолько органичным, что Лючия (Шарлотта Рэмплинг) уже не смогла его забыть никогда. Надо полагать, от ласк своего мужа она не получала такого удовлетворения, как от “своего” эсэсовца, поэтому так быстро к нему и вернулась.%d0%bd%d0%be%d1%87%d0%bd%d0%be%d0%b9%d0%bf2При этом режиссёр сделала интересный акцент. Она подчеркнула в сексуальности светлую и тёмную стороны введя в действие эпизод с постановкой оперы Моцарта “Волшебная флейта”. Там царица Ночи – символ страстей и инстинктов, бьется с солнечным мудрецом Зороастро – олицетворением разума и мудрости. Кавани как бы говорит нам: в женщине сосуществуют два начала и от того, какое из них поможет раскрыть мужчина сложится её дальнейшая жизнь – гармоничная или искалеченная. Конечно, Макс по-своему привязался к “маленькой шлюшке”. Для показа степени хорошего отношения эсэсовца к своей рабыне и извращённости его чувства создатели фильма использовали приведённый в Новом завете рассказ о царевне Шломцион (Саломее) и казни Иоанна Крестителя. Именно туда отсылает нас знаменитый фрагмент, когда полуобнаженная Лючия танцует перед гитлеровскими офицерами. (Эта сцена вошла в сотню лучших страниц мирового кино). Но у эпизода есть и послесловие на значение которого не все обратили внимание. По знаку Альдорфера девушке после выступления поднесли коробку с завёрнутым в ткань “подарком”. Развернув его главная героиня увидела… отрезанную голову солагерника Иоганна. Макс знал, что тот издевался над Лючией и своим бесчеловечным поступком показал ей степень как своего всевластия, так и покровительства. Главная героиня у которой ещё не атрофировались сострадание и жалось была потрясена… В ходе развития сюжета Лилиана Кавани показала, что у подобной “любви” не может быть будущего и действие неотвратимо покатилось к трагическому финалу. Таков подтекст повествования, где оказался использован мотив Холокоста и фрагмент еврейской истории. Однако массового зрителя в своё время привлекло отнюдь не это…

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован. Обязательные поля отмечены *

Вы можете использовать это HTMLтеги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>