Ночной портье (Италия, 1974) Режиссёр Л. Кавани

Длительность 118 минут
%d0%bd%d0%be%d1%87%d0%bd%d0%be%d0%b9%d0%bf1Основное действие ленты развёртывается в Вене 1957 года, где объединилась группа бывших фашистов. Они уничтожали документы и свидетелей их прошлых злодеяний, надеясь, тем самым уйти от возмездия. В рядах злодеев состоял работавший ночным портье Максимилиан Альдорфер. Основная сюжетная линия начинается в момент когда именно в “его” гостиницу приехали американский дирижёр Аттертон со своей женой Люцией (Лючией). Макс мгновенно вспомнил в ней бывшую заключённую концлагеря, где он, как офицер СС, служил  в 1943 – 45 годах. Тогда нацист выделил молоденькую девушку в группе украшенных жёлтыми звёздами итальянских евреев. Офицер сохранил ей жизнь, сделал её своей сексуальной рабыней и воспитал из неё первоклассную шлюху, надо полагать не только для себя. Лючия со своей стороны испугалась призрака из прошлого, ибо почувствовала, что он сохранил над ней былую власть. Так и случилось. При встрече Макс снова подчинил её себе и между ними прошла череда интимных встреч во время которых они осознали, что должны принадлежать только друг другу. Тем временем соратники Альдорфера узнав о появлении в жизни их подельника опасной свидетельницы поставили ему ультиматум: или – или…
Фильм произвел впечатление разорвавшейся бомбы именно откровенностью эротических сцен и потому приобрёл славу одной из самых скандальных лент мирового кино. В некоторых странах зрители ломились на сеансы, снося двери в просмотровые залы. В наше время это произведение смотрится гораздо спокойнее и можно не предвзято разобраться в его особенностях. На наш взгляд, основное глубинное содержание ленты – экзистенциальная драма о об искажении естественных человеческих отношений в гитлеровском концлагере, где стираются все различия, где господствующий тип отношений: обладающий властью насильник и беспомощная покорная жертва. Используя своё привилегированное положение, а также страх смерти владевший всеми заключёнными, Макс (Дирк Богарт) не просто изнасиловал молоденькую девственницу. Став её первым мужчиной, он чувственно воспитал женщину и приучил получать сексуальное удовольствие исключительно через принуждение и разнузданность. Этот путь оказался для неё в дальнейшем настолько органичным, что Лючия (Шарлотта Рэмплинг) уже не смогла его ни забыть ни преодолеть. Надо полагать, от интеллигентных ласк мужа-дирижёра она не получала такого удовлетворения, как от грубости “своего” эсэсовца, поэтому столь быстро к нему и вернулась.%d0%bd%d0%be%d1%87%d0%bd%d0%be%d0%b9%d0%bf2При этом режиссёр сделала интересный акцент. Она подчеркнула в сексуальности светлую и тёмную стороны введя в действие эпизод с постановкой оперы Моцарта “Волшебная флейта”. Там царица Ночи – символ страстей и инстинктов, бьется с солнечным мудрецом Зороастро – олицетворением разума и мудрости. Кавани как бы говорит нам: в женщине сосуществуют два начала и от того, какое из них поможет раскрыть мужчина сложится её дальнейшая жизнь. Конечно, Макс по-своему привязался к своей “маленькой шлюшке”. Для показа степени хорошего отношения эсэсовца к своей рабыне и извращённости его чувства создатели фильма использовали приведённый в Новом завете рассказ о царевне Шломцион (Саломее) и казни Иоанна Крестителя. Именно туда отсылает нас знаменитый фрагмент, когда полуобнаженная Лючия танцует перед гитлеровскими офицерами. (Эта сцена вошла в сотню лучших страниц мирового кино). Но у эпизода есть и послесловие на значение которого не все обратили внимание. По знаку Альдорфера девушке после выступления поднесли коробку с завёрнутым в ткань “подарком”. Развернув его главная героиня увидела… отрезанную голову надсмотрщика Иоганна. Макс знал, что тот издевался над Лючией и своим бесчеловечным поступком показал ей степень как своего всевластия, так и покровительства. Главная героиня у которой ещё не атрофировались сострадание и жалость была потрясена… В ходе развития сюжета Лилиана Кавани показала, что у подобной “любви” не может быть будущего и действие неотвратимо покатилось к трагическому финалу. Таков подтекст повествования, где оказался использован мотив Холокоста и фрагмент еврейской истории. Однако массового зрителя в своё время привлекло отнюдь не это…

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован. Обязательные поля отмечены *

Вы можете использовать это HTMLтеги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>