Ночной портье (Италия, 1974) Режиссёр Л. Кавани

Длительность 118 минут
%d0%bd%d0%be%d1%87%d0%bd%d0%be%d0%b9%d0%bf1Основное действие ленты развёртывается в Вене 1957 года, где объединилась группа бывших фашистов. Они уничтожали документы и свидетелей их прошлых злодеяний, надеясь, тем самым уйти от возмездия. В рядах злодеев состоял работавший ночным портье Максимилиан Альдорфер. Основная сюжетная линия начинается в момент когда именно в “его” гостиницу приехали американский дирижёр Аттертон со своей женой Люцией (Лючией). Макс мгновенно вспомнил в ней бывшую заключённую концлагеря, где он, как офицер СС, служил  в 1943 – 45 годах. Тогда нацист выделил молоденькую девушку в группе украшенных жёлтыми звёздами итальянских евреев. Офицер сохранил ей жизнь, сделал её своей сексуальной рабыней и воспитал из неё первоклассную шлюху, надо полагать не только для себя. Лючия со своей стороны испугалась призрака из прошлого, ибо почувствовала, что он сохранил над ней былую власть. Так и случилось. При встрече Макс снова подчинил её себе и между ними прошла череда интимных встреч во время которых они осознали, что должны принадлежать только друг другу. Тем временем соратники Альдорфера узнав о появлении в жизни их подельника опасной свидетельницы поставили ему ультиматум: или – или…
Фильм произвел впечатление разорвавшейся бомбы именно откровенностью эротических сцен и потому приобрёл славу одной из самых скандальных лент мирового кино. В некоторых странах зрители ломились на сеансы, снося двери в просмотровые залы. В наше время это произведение смотрится гораздо спокойнее и можно не предвзято разобраться в его особенностях. На наш взгляд, основное глубинное содержание ленты – экзистенциальная драма о об искажении естественных человеческих отношений в гитлеровском концлагере, где стираются все различия, где господствующий тип отношений: обладающий властью насильник и беспомощная покорная жертва. Используя своё привилегированное положение, а также страх смерти владевший всеми заключёнными, Макс (Дирк Богарт) не просто изнасиловал молоденькую девственницу. Став её первым мужчиной, он чувственно воспитал женщину и приучил получать сексуальное удовольствие исключительно через принуждение и разнузданность. Этот путь оказался для неё в дальнейшем настолько органичным, что Лючия (Шарлотта Рэмплинг) уже не смогла его ни забыть ни преодолеть. Надо полагать, от интеллигентных ласк мужа-дирижёра она не получала такого удовлетворения, как от грубости “своего” эсэсовца, поэтому столь быстро к нему и вернулась.%d0%bd%d0%be%d1%87%d0%bd%d0%be%d0%b9%d0%bf2При этом режиссёр сделала интересный акцент. Она подчеркнула в сексуальности светлую и тёмную стороны введя в действие эпизод с постановкой оперы Моцарта “Волшебная флейта”. Там царица Ночи – символ страстей и инстинктов, бьется с солнечным мудрецом Зороастро – олицетворением разума и мудрости. Кавани как бы говорит нам: в женщине сосуществуют два начала и от того, какое из них поможет раскрыть мужчина сложится её дальнейшая жизнь. Конечно, Макс по-своему привязался к своей “маленькой шлюшке”. Для показа степени хорошего отношения эсэсовца к своей рабыне и извращённости его чувства создатели фильма использовали приведённый в Новом завете рассказ о царевне Шломцион (Саломее) и казни Иоанна Крестителя. Именно туда отсылает нас знаменитый фрагмент, когда полуобнаженная Лючия танцует перед гитлеровскими офицерами. (Эта сцена вошла в сотню лучших страниц мирового кино). Но у эпизода есть и послесловие на значение которого не все обратили внимание. По знаку Альдорфера девушке после выступления поднесли коробку с завёрнутым в ткань “подарком”. Развернув его главная героиня увидела… отрезанную голову надсмотрщика Иоганна. Макс знал, что тот издевался над Лючией и своим бесчеловечным поступком показал ей степень как своего всевластия, так и покровительства. Главная героиня у которой ещё не атрофировались сострадание и жалость была потрясена… В ходе развития сюжета Лилиана Кавани показала, что у подобной “любви” не может быть будущего и действие неотвратимо покатилось к трагическому финалу. Таков подтекст повествования, где оказался использован мотив Холокоста и фрагмент еврейской истории. Однако массового зрителя в своё время привлекло отнюдь не это…

Ночной портье (Италия, 1974) Режиссёр Л. Кавани: 1 комментарий

  1. Вспоминается анекдот о том, как Мойше его приятель повёл на “Евгения Онегина”. Всю оперу Мойше спрашивает приятеля еврей ли Онегин, Ленский, Татьяна. Услышав, что нет, не надолго замолкает. Наконец, когда он уже совсем достал приятеля, на очередной вопрос, “Еврейка ли няня?” тот отвечает, что да, еврейка.
    – Браво, няня! – кричит Мойше.
    К чему это всё? А к тому, что сюжет “Ночного Портье” – это про взаимоотношения нацистского палача и его жертвы, среди главных персонажей нет не ни одного еврея. Ну, так уж получилось.

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован. Обязательные поля отмечены *

Вы можете использовать это HTMLтеги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>