Троцкий (сериал Россия, 2017) Режиссёры А. Котт и К. Статский

Длительность 416 минут (52 х 8)
kinopoisk.ruИнтересный в художественном отношении сериал об одном из самых знаменитых и противоречивых наших соплеменников 20-го века, имя которого в СССР сделали пугалом на многие десятилетия. Создан в год векового юбилея большевистской революции на волне нового интереса к этому неоднозначному событию. Обрамлением всего действия стали события 1940-го года в Мексике, где изгнанник Лев Давыдович Бронштейн – Троцкий (1879 – 1940) доживает дни, опасаясь расправы над собой по заданию ГПУ. В этот момент к нему набивается на приём канадский журналист, сталинист Фрэнк Джексон, он же замаскированный убийца Рамон Меркадер. Фигура пришельца вызывает у главного персонажа активное отторжение, однако, затем в революционере просыпается характерное для него желание переубеждать идейных противников. Отвечая на вопросы гостя, он начинает рассказывать о ключевых моментах своей жизни не так об этом говорилось в обвинениях политических врагов, а так как сам их осмыслил к концу земного бытия. Тем самым, личность Троцкого выстраивается не из последовательного линейного повествования, а из хаотичной на первый взгляд череды эпизодов, объединённых, однако продуманной чёткой концепцией сценаристов и режиссёров.

Немалую роль в понимании его характера играют явления ему в виде призраков – уже покойных людей с которыми он продолжает спор, пытаясь не столько преодолеть муки совести, сколько убедить себя в собственной правоте.
Главная причина успеха ленты – блестящее исполнение заглавной роли Константином Хабенским, впечатляюще показавшим незаурядную личность привлекательную и отталкивающую одновременно. Его персонаж – прирождённый лидер и организатор, один из многих идеалистов разных национальностей, кто пошёл в революцию во имя высокой идеи – улучшить жизнь угнетённых. Реалист и прагматик он быстро понял, что для руководства массами необходимо знание их психологии. По фильму уроки понимания людей и (что греха таить) манипулирования ими ему преподали два человека. Сначала тюремный начальник с большим опытом – Николай Троцкий (Сергей Гармаш) – убедил юношу: толпу следует подчинять страхом. Позднее, у отца психоанализа Зигмунда Фрейда, уже зрелый революционер позаимствовал идею любви, понятой не как светлое чувство, но как неодолимое влечение не рассуждающих тёмных инстинктов, подчиняющихся только сверхтвёрдой руке. (Где-то рядом оказалось высказывание Гитлера: “Толпа подобна женщине, а женщина любит силу”). Отсюда уже рукой подать до признания необходимости “диктатуры пролетариата” – власти “самого передового класса”, руководимого вождями – идеологами организованными в партийную прослойку. Как известно, эта группа определила цели, и методы построения сверхгармоничного утопического общества и присвоила себе право беспощадно толкать неразумное население в избранной направлении. (Вспомним вывешенный в Соловках лозунг: “Железной рукой загоним человечество к счастью”). В этом процессе господство партии быстро дошло до крайней точки – красного самодержавия, воплощённого в страшной диктатуре Сталина.%d1%82%d1%80%d0%be%d1%86%d0%ba%d0%b8%d0%b93Противоречие слова и дела оказалось губительным для личности Троцкого “со товарищи”. Дорвавшись до власти он и ему подобные узурпировали её, сделали гуманную идею законом и сочли себя вправе беспощадно уничтожать противников. Его непреклонная жестокость хорошо передана в сквозном символе фильма – поезде, сносящем всё на своём пути. Справедливости ради следует сказать, что и ленинцы и белое движение в подавляющем большинстве оказались людьми своего времени и стоили друг друга. Те и другие не чурались террора, а в результате от них страдали ни в чём не повинные массы, желавшие только одного – спокойно жить. Но Лев Давыдович с его безграничными волей, личной храбростью, способностью принимать быстрые решения и работоспособностью заставлял их идти за собой. Для этого он запугивал людей жесточайшими методами, вплоть до позаимствованных у древних римлян децимаций – расстрела каждого десятого воина части за проявленную в бою трусость. Отождествив себя с идеей, Троцкий стал считать себя её носителем, воплощением, вождём, чуть ли не богом. Каждого, кто ему не подчинялся, насколько бы обоснованным не было возражение, он производил в личные враги и ликвидировал, как командующего Балтфлотом Алексея Щастного (Антон Хабаров). Показ открытого давления, которое главный персонаж оказал на ревтрибунал, добиваясь вынесения неугодному офицеру смертного приговора, прямо отсылает нас к политическим процессам сталинской эпохи. С этой акции началась нравственная деградация режима, дошедшая до предела в политических процессах и массовых репрессиях Иосифа “великого”. Молох пробудился и напрасно было, как это делал Горький, взывать к милосердию.%d1%82%d1%80%d0%be%d1%86%d0%ba%d0%b8%d0%b95Параллельно основным идеям в фильме раскрывается интересующая нас тема причём она выступает в двух плоскостях. Первая – через судьбу главного персонажа. Авторы нигде не скрывают “пятого пункта” своего героя. Все мы знаем; Троцкий родился в состоятельной еврейской семье и, подобно многим соплеменникам ушёл в революцию, полностью оторвавшись от традиций и культуры своего народа. Его отца – Давида Бронштейна, судя по источникам и эпизодам в кинокартине не слишком религиозного, но вполне нравственного человека, больше всего угнетала во взлетевшем к вершинам власти сыне его деструктивность, стремление сеять зло. (“Я всю жизнь что-то создавал: пахал землю, строил дом, укреплял семью, а ты только разрушаешь”). Однако Льва подобные сетования не останавливали и, возможно, даже забавляли. В соответствии со своими идеалами он считал мировую революцию и победу интернационализма надёжным средством решения всех проблем, в том числе ликвидации юдофобии. Но этот идеал, как и многие другое также оказался утопией – своим для чужих инородец так и не стал. Сталин, сравнивая двух вождей прямо заявил ему в глаза: “Ленин для страны без бога – икона. А какая же ты икона? Ты же еврей”. Владимир Ильич ещё более чётко, афористически выразился “Русский народ не признает правителя – еврея”. И Троцкий принял его правоту. По фильму именно это соображение заставило его подчиниться Ленину, дабы сохранить возможность активного участия в осуществлении столь дорогого для него социалистического эксперимента. Компромисс двух лидеров действовал до смерти основателя СССР. В 1924-м, когда Сталин развернул активную агитацию против главного конкурента, во время организованных им верноподданнических митингов звучали лозунги, типа прозвучавшего с экрана: “Троцкий не может быть коммунистом, так как он спекулянт по своей еврейской природе”. Словом, антисемитизм при любой тоталитарной системе (и не только там) остаётся действенным средством в политической борьбе…%d1%82%d1%80%d0%be%d1%86%d0%ba%d0%b8%d0%b92Вторая сторона еврейской темы – показ наших соплеменников, принадлежавших к различным лагерям. Здесь и эпизодически возникающие Лев Каменев (Борис Хасанов), Григорий Зиновьев (Денис Пьянов), введённые, очевидно, для большей достоверности исторического антуража. В образе последовательного ленинца, ушедшего в 1919-м Якова Свердлова (Владимир Чернышов) любопытным оказался штрих, по которому он ещё до своей безвременной смерти разглядел в Сталине угрозу советскому режиму и предлагал Троцкому совместно с нею бороться. Мимолётным персонажем оказался Зигмунд Фрейд (Игорь Черневич) о смысловой роли которого в фильме говорилось выше. Лишь два человека из приведённого списка, изображённые на приведённых фото заслуживают более обстоятельной характеристики – это Александр Парвус (Михаил Пореченков) и Фрида Кало (Виктория Полторак). Израиль Лазаревич Гельфанд, более известный под псевдонимом Парвус – фигура колоритная, но для постсоветского кино новая. Столь поздним появлением на экране он обязан сомнительному нравственному облику, настойчиво подчеркнутому советской идеологией. За небольшое экранное время, исполнитель его роли показал нам европейского франта, человека себе на уме. По сюжету он обратил внимание на многообещающего оратора Льва Бронштейна и приложил немало усилий, чтобы обтесать эту деревенщину. За все усилия Троцкий заплатил ему чёрной неблагодарностью. И, наконец, Кало. Еврейка по отцу, человек драматической судьбы и большого таланта эта художница уже давно привлекала режиссёров и актёров. (к примеру, см в нашем каталоге приличный американский фильм “Фрида”). О её знакомстве с изгнанником из Советской России упоминалось неоднократно, но нигде столь откровенно не показывалась их любовная связь. Впрочем, авторов сериала можно понять – тропики, горячие люди, мексиканские страсти. Недаром, говоря о работе над ролью, актриса Виктория Полторак отметила органическое единство “интима” с личностью Кало. “Важно не просто показать грудь, ради того, чтобы запечатлеть свое тело на экране. Все должно быть органично и являться неотъемлемой частью образа. Фриду без постельных сцен, без сигареты и бокала вина представить невозможно.”%d1%82%d1%80%d0%be%d1%86%d0%ba%d0%b8%d0%b94Оставим критикам подробные споры о достоинствах и недостатках сериала. В целом, он достаточно достоверен, серьёзен и побуждает задуматься о проблемных моментах российской истории. Ещё раз следует подчеркнуть заслугу Константина Хабенского. Образ проработан от внешнего облика до мелких нюансов поведения и черт характера. Учитывая, что актёр неоднократно заявлял о своей антипатии к личности Троцкого, его работу следует считать проявлением и таланта и высочайшего профессионализма. Однако приходится отметить крайне упрощённое понимание фигуры Ленина. В исполнении Евгения Стычкина перед нами предстал попросту дешёвый комедиант. Непонятно, как такое ничтожество могло руководить государством, удерживая в одной упряжке группу исключительно ярких личностей. Общепризнанно, что без сильной руки признанного лидера вся эта когорта пошла бы вразнос со всеми вытекающими для нового режима последствиями. Оправданием такой концепции сценаристов и режиссёра может быть только точка зрения по которой всё происходящее пропущено через призму воспоминаний главного персонажа. И всё же куда как интереснее оказалась, на наш взгляд трактовка образа Ленина Евгением Мироновым в сериале Владимира Хотиненко “Демон революции”

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован. Обязательные поля отмечены *

Вы можете использовать это HTMLтеги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>