Даас (Польша, 2011) Сценарист и режиссёр А Панек

Длительность 102 минуты
%d0%b4%d0%b0%d0%b0%d1%81Лента польского режиссёра поднимает непростую тему еврейской истории. Её сюжет вращается вокруг личности крупнейшего авантюриста 18-го века Якова Иехуды Лейбовича, более известного, как Яков Франк (1726 – 1791). Необходимая историческая справка. Выходец из соблюдавшей традицию купеческой семьи Яков обладал неукротимым честолюбием и незаурядными организаторскими способностями. Во время торговых операций в Турции он сблизился с последователями знаменитого лже-мессии предыдущего столетия Шабтая Цви и объявил себя его реинкарнацией. Свою систему религиозных взглядов назвал даас (истина) и основал на принципе: прежде чем каяться – нужно нагрешить. Отсюда обилие запрещённых в еврейской традиции ритуалов, оргии во время молитв и, как следствие, конфликты с основной массой последователей традиционного иудаизма. Создал весьма многочисленную секту и в поисках поддержки заигрывал как с христианством, так и с мусульманством. В 1757 году принял ислам, а в 1759-м, вместе со своей общиной до 1.000 человек – католичество. Последователям он обещал за такой шаг – бессмертие. Выкрестов этой волны благосклонно приняла польская шляхта; кое-кто из них сделал прекрасную карьеру в империи Габсбургов.

Сам Франк не избежал преследований, но после отсидки в тюрьме вышел на свободу, освобождённый русской армией во время первого раздела Польши. Затем перебрался в Австрию, а оттуда в Германию, проповедуя своё учение и привлекая новых сторонников. Совмещал духовную деятельность со сбором у своих сторонников добровольных и принудительных пожертвований. Умер очень богатым человеком.
В фильме отражено лишь несколько страниц венского периода жизни этого ренегата, когда лже-мессию принимала знать, включая императрицу Марию-Терезию и наследного принца Йосефа. Однако главным персонажем ленты стал не сам Франк (Ольгерд Лукашевич), а выкрест из Галиции Яков Голинский (Анджей Чира). Когда-то он был верным приверженцем своего тёзки, но разочаровался в его взглядах и покинул секту. Бывший учитель не простил ученика; он обобрал отступника, погубил его бизнес и натравил на несчастного кредиторов. Более того, удержал рядом с собой его жену в обмен на обещание не убивать её мужа. В поисках справедливого возмездия Голинский обращался в разные инстанции. Наконец он направил жалобу в венский суд, обвиняя Франка в заговоре против существующего режима. Его письмо попало в руки законопослушного подданного, младшего следователя Хенрика Кляйна (Мариуш Бонашевски). Полицейский попытался разобраться в политическом существе дела, но быстро убедился, что Франка поддерживают и защищают высшие чины империи. Кто-то начал ставить палки в колёса расследования и последовательно уничтожал собранные Кляйном материалы… Именно в этот момент жена Кляйна – Марианна – тяжело заболела. Медицина того времени оказались бессильной, и врачи посоветовали юристу обратиться за помощью… к Франку, имевшему славу целителя. Познакомившись с чудо-лекарем следователь лично убедился в способности лже-мессии внушать свои взгляды многим людям среди которых оказались и чиновники высокого ранга..
Известный материал не позволяет сделать чёткий вывод зачем режиссёру-поляку понадобилась еврейская тема. Может быть он поставил цель получить ответ на вопрос как могли в относительно гуманной Европе появиться личности наподобие Франка. Или пытался раскрыть на таком экзотическом материале тему манипулирования сознания людей. Отсмотренный отрывок позволяет говорить о ленте как о добротной работе, сделанной в среднем темпе, старательно воспроизводящей атмосферу галантного века. Отзывы характеризуют образ Франка, как человека, направившего свои способности исключительно на получение личной выгоды. Однако, по общему мнению, намеченный в фильме конфликт между честью и бесчестием размыт и растворился в многочисленных деталях исторической обстановки. Как отметил одни из рецензентов “«Даас» – довольно традиционное кино. Оно нигде не впадает в экзальтацию, хотя с такой мистической темой это было бы не сложно. Мне просто нравится этот фильм за его элегантность, живописность многих кадров и за избыток поэзии. Без этого он, вероятно, стал бы просто безвкусным, потому что ему не хватило драматизма.” Другие критики также отмечают несколько выразительно отснятых сцен. Съёмки ленты проходили во Вроцлаве, её премьера состоялась на фестивале польского кино в Гдыне. (написано после просмотра 30-минутного фрагмента с русским переводом и по другим источникам)

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован. Обязательные поля отмечены *

Вы можете использовать это HTMLтеги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>