Закон (Франция, 2014) Режиссёр К. Фор

Длительность 89 минут
%d0%b7%d0%b0%d0%ba%d0%be%d0%bd1Фильм имеет подзаголовок “борьба одной за (права) всех женщин“. Создан при поддержке Министерства социальных дел, здравоохранения и прав женщин специально к 40-й годовщине принятия закона, легализующего во Франции аборты. До того времени прерывание нежелательной беременности считалось преступлением как в этой стране, так и других западно-европейских государствах. Подобная позиция обуславливалась многовековыми религиозными установками, причём особо непримиримую роль занимала в этом вопросе католическая церковь. Так, в 1943-м, ещё во время гитлеровской оккупации, французская Фемида приговорила к смертной казни Мари Латур, сделавшую 26 нелегальных абортов. (см в каталоге фильм “Женское дело”). Закон 1974 года был разработан по инициативе и при непосредственном участии, французской еврейки Симоны Вейль (1927 – 2017) тогдашнего министра здравоохранения в правительстве Жака Ширака. В соответствии с аннотациями лента воспроизводит события решающих трёх дней борьбы за принятие правового акта. К этому моменту парламентарии, почти все мужчины, провалили документ в предварительном чтении и у его авторов осталась одна единственная попытка отстоять свою правоту в законодательном собрании. Фильм очень информативен, но по мнению рецензентов, имеет и художественные достоинства.
Их определяет игра трёх актрис. В первую очередь это Эммануэль Дево (Симона Вейль), доказывавшая, что принятие закона прекратит практику незаконных абортов. Такие операции сплошь да рядом проводились непрофессиональными знахарями в условиях антисанитарии и уже потому  представляли угрозу жизни для пациенток. В отличие от Симоны, использовавшей медицинские аргументы, Государственный секретарь по правам женщин Франсуаза Жиру (Лоран Дойч), кстати, также еврейка, подходила к вопросу как феминистка. Она отстаивала право каждой женщины распоряжаться телом и определять судьбу ещё не родившегося ребёнка. В процессе развития сюжета оба политика неоднократно спорили, выясняя какая из двух позиций более важна и приводили в свою пользу различные аргументы. За их дискуссиями и борьбой вокруг закона наблюдала молодая журналистка из газеты L’Express Дайан Ристроф (Флора Бонавентура). Этот образ полностью вымышлен создателями ленты, но он позволил авторам фильма дать некую сводку того, как сочувственно настроенная феминистическая печать поднимала проблему абортов, привлекая к ней общественное мнение. Высшей эмоциональной точкой действия стала прозвучавшая в сокращении с экрана знаменитая речь Симоны Вейль в Парламенте 26 ноября 1974 года. В ней министр как бы подвела итог медицинским, политическим и философским дебатам вокруг проблемы абортов и переломила в свою пользу ситуацию в законодательном собрании.
Еврейская тема главным образом проявляется через образ Вейль, которая в юности подвергалась преследованиям во время Холокоста. В ленте говориться, что она попала в концлагерь и потеряла там близких людей, но личная трагедия не помешала ей в дальнейшем сделать во Франции политическую карьеру. Во время борьбы за принятие закона среди её политических противников – представителей правых социальных групп и организаций нашлись откровенные юдофобы. Они обвиняли министра в жидовских посягательствах на традиционные нравственные ценности французского народа. Звучали прямые антисемитские угрозы в адрес политика и её близких. В стране где на рубеже 20-го века разыгралось дело Дрейфуса, где позднее пособники Гитлера создавали для евреев пересыльные лагеря подобные выступления были распространённым делом. Однако степень показа активности юдофобов без просмотра фильма трудно установить. В целом же, как отметил один из рецензентов “В фильме обсуждаются такие темы, как страдания молодых женщин, иногда отвергаемых их семьями при перспективе рождения внебрачного ребёнка. В нём подчёркивается, что патриархат, ущемляющий права женщин был все еще очень силён во французском обществе. Это состояние показано через призму взглядов молодой журналистки, наблюдавшей за действиями главных героинь и помогавшей им. (…) Кристиан Фор и его сценаристы предназначили этот телевизионный фильм для широкой публики уже подзабывшей за сорок лет все трудности принятия закона. Лента позволяет ознакомиться с законодательным процессом, который завершился принятием крупного правового акта, ставшего поворотным моментом для женщин, и для всего французского общества“. Кинокартина относится к числу лент, показывающих участие ассимилированный евреев в общественной жизни различных стран. Обнаружить её а интернете не удалось. (составлено после просмотра трейлера и по различным источникам).

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован. Обязательные поля отмечены *

Вы можете использовать это HTMLтеги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>