Гостиница “Россия” (сериал Россия, 2016) Режиссёр С. Сенцов

Длительность 564 минуты (47 х 12)
%d0%b3%d0%be%d1%81%d1%82%d0%b8%d0%bd%d0%b8%d1%86%d0%b0%d1%801На экране Москва, 1976 – 77 годы. Ксения Баскакова (Екатерина Вилкова) – молодая учительница английского языка и, разумеется, член партии – случайно устроилась на престижную работу в орготдел гостиницы «Россия». По тому времени комплекс считался парадным фасадом СССР, находился под личным контролем главы МГК КПСС Гришина и мэра столицы Промыслова. Отсюда приличная зарплата, служебная квартира и разные мелкие льготы. Новой сотруднице поручили ответственный участок: прием и обслуживание заезжающей “номенклатуры”, зарубежных гостей и особых постояльцев. Вокруг гостиницы суетились фарцовщики, перепродающие полученные от иностранцев вещи. Внутри здания, нашпигованного подслушивающей аппаратурой, действовали вечно конфликтующие КГБ и ГРУ любыми методами добывающие разведывательную информацию. Главная героиня вскоре осознала, что оказалась в мире где непрерывно идёт беспощадная борьба за место под солнцем и необходимо постоянно быть начеку, дабы не получить удар в спину. На примере одной гостиницы создатели сериала показали весь советский режим с его внешней благопристойностью и внутренней безнравственностью. Баскаковой пришлось сделать выбор: или стать такой же как все или же попытаться сохранить порядочность…

Нам нет необходимости разбираться в хитросплетениях сюжета – читатель может легко ознакомиться с ними сам, найдя сериал в интернете. Нас интересует еврейская тема, сложившаяся в первых двух сериях в самостоятельный сюжет.%d0%b3%d0%be%d1%81%d1%82%d0%b8%d0%bd%d0%b8%d1%86%d0%b0%d1%803Всё началось с планируемого “наверху” подарка даме – члену испанского парламента от левой партии. Иностранка любила красивые произведения искусства и потому было решено преподнести ей ценный гарнитур (кольцо и серьги со стразами) работы Фаберже, ранее принадлежавший балерине Матильде Кшесинской. Но, уже в Гохран драгоценности попали с повреждениями и нуждались в тщательной реставрации. В центре страны ювелиров способных на такую операцию не нашлось, однако “Контора Глубокого Бурения” обнаружила в Одессе старого еврея Соломона Марковича Ривкина (Александр Карпов), когда-то работавшего у самого Фаберже (изображение персонажа см. два фото ниже). Его привезли в столицу, секретно поселили в лучшей гостинице и создали все условия для работы. Только в советской бюрократии не было ничего тайного… Супруга московского мэра Промыслова узнала от мужа о миссии ювелира, всеми правдами, и неправдами вышла на мастера и потребовала точно такой же гарнитур – копию старинного. Буквально в тот же день к Соломону явилась жена городского партийного босса Гришина с аналогичной просьбой. Разумеется, обе “герцогини” на дух друг друга не переносили; показаться перед другой в престижных драгоценностях позволяло для каждой из них утвердить свой высокий статус и уязвить соперницу.%d0%b3%d0%be%d1%81%d1%82%d0%b8%d0%bd%d0%b8%d1%86%d0%b0%d1%802Ривкин не подвёл высоких заказчиц и изготовил для них за хорошее вознаграждение два гарнитура “Фаберже”. А ещё один, третий экземпляр он сделал из любви к искусству и совершенно бесплатно подарил… Ксении Баскаковой в награду за душевное к себе отношение. Дальше пошёл скверный советский анекдот. Перед ответственным приёмом с участием Гришина, Промыслова и их тщеславных “половин” у главной героини сломалась серёжка. Делать нечего – она одела творение Соломона и в таком виде вышла к “опчеству”. “Высокие” гостьи, увидя на мелкой служащей точно такие же драгоценности, как и на них, пришли в ярость (“терпеть не могу, когда обслуга борзеет”). Мадам Промыслова тут же “стукнула” в “компетентные органы”, что де скромная сотрудница щеголяет в таком гарнитуре, купить который простая советская труженица не в состоянии. Проверять “сигнал” поручили ретивому офицеру КГБ. На счастье Баскаковой ей симпатизировал капитан из конкурирующей организации – ГРУ, который буквально снял Ривкина с самолёта Москва – Одесса и вернул в “Россию”. На беседе старый ювелир открыл свой секрет: изготовленные им псевдо-фаберже были хоть и с настоящими камнями, но не золотые, а серебряные и только покрыты тонкой позолотой. Это хоть и существенно снижало их эстетическую ценность, но сохраняло высокую стоимость. И тут Соломон не дрогнул – он смело сказал следователю: “Молодой человек. Мне очень много лет и у меня очень мало радости, но сделать подарок интересной женщине  я ещё в состоянии. (…) Я может быть в Москве последний раз в жизни. И, может быть, мне последний раз в жизни понравилась женщина. Так что ж вы думаете, я стану ей дарить дешёвку?“. На этой убедительной точке вставная новелла с участием Александра Карпова – Ривкина закончилась. %d0%b3%d0%be%d1%81%d1%82%d0%b8%d0%bd%d0%b8%d1%86%d0%b0%d1%804Его эпизодическое явление в последних сериях ничего к характеристике ювелира не добавляет. Образ старого мастера – безусловная удача сериала. Исполнитель сумел показать не просто национальную характерность своего персонажа, но его ум, юмор и, особенно, чувство внутреннего достоинства, которое старый еврей сумел пронести сквозь десятилетия советского режима. Материал для характеристики использования еврейской темы в постсоветском кино.

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован. Обязательные поля отмечены *

Вы можете использовать это HTMLтеги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>