Ленин… Поезд. (телефильм, копродукция 5 стран, 1988) Режиссёр Д. Дамиани

Длительность 224 минуты (56 х 4)
%d0%bb%d0%b5%d0%bd%d0%b8%d0%bd%d0%bf%d0%be%d0%b5%d0%b7%d0%b41Необходимая историческая справка к фильму. На второй год войны на два фронта кайзеровская Германия стала осознавать неизбежность поражения в войне. Именно в это время литовский еврей и немецкий гражданин Израиль Гельфанд, он же Александр Парвус (1867 – 1924) предложил немецким дипломатам поддержать в борьбе за власть крайних русских революционеров – большевиков. По его плану после свержения царя они немедленно заключат сепаратный мир, облегчив, тем самым положение Германии. Проект приобрёл особую актуальность после Февральской революции, когда и развёртывается действие ленты. По сюжету группа ленинцев стремилась попасть в Петроград. Однако она оказалась запертой в нейтральной Швейцарии, окружённой со всех сторон державами Антанты и Тройственного союза. Франция и Италия запретили её проезд в Россию и тогда немецкие власти решили не только пропустить через свою территорию вагон наполненный большевиками, но и профинансировать их деятельность в Петрограде. Приняв этот план Ленин поставил себя в двусмысленное положение германского агента. Отсюда впоследствии возникли споры: как трактовать Октябрьскую революцию (переворот)? Считать её закономерным следствием обострения внутренних противоречий в огромной стране или удачной операцией кайзеровской разведки?

И, соответственно, кто такой Ленин – великий вождь, выразитель надежд масс или немецкий шпион, принесший в жертву своим политическим интересам судьбу России. Дамиано Дамиани чуть ли не впервые в мировом кино обратился к теме “пломбированного вагона” и попытался дать относительно независимую оценку этому эпизоду. %d0%bb%d0%b5%d0%bd%d0%b8%d0%bd%d0%bf2Как человек левых идей режиссёр оказался близок к советской трактовке данного исторического сюжета и практически оправдал поступок Ленина его сверхзадачей – подготовкой социалистической революции. Это подчеркнуто значимостью, которая заняли в действии фигура вождя и провозглашаемые им идеи. Актёр Бен Кингсли создал характер мощного харизматического лидера, хранящего в тайне до поры до времени своих истинные замыслы. Он также подчеркнул в своём уже немолодом, больном персонаже незаурядные организаторские способности, большую силу убеждения и способность идти наперекор мнению большинства. По фильму, самой большой тревогой для него была мысль: а признают ли восставшие массы его идеи и окажут ли ему доверие. Ответ на сомнения лидера дают финальные кадры, когда толпа солдат и рабочих восторженно встречает Ленина на Финляндском вокзале и провожает его к ставшему хрестоматийно известным броневику.

Нас в этой ленте интересует, конечно же еврейская тема, возникшая уже в начальных эпизодах через фигуру Израиля Гельфанда, он же Александр Парвус (Тимоти Вест). У этого социал-демократа, выходца из литовского штеттла, таланты бизнесмена и политического авантюриста преобладали над революционными взглядами. Именно поэтому он не пользовался уважением уже в своё время, а в СССР упоминался только с отрицательными эпитетами. (На снимке выше он – слева; справа – Карл Радек) По мнению создателей фильма Парвус вёл большую игру. По его прозвучавшим с экрана далеко идущим планам революция в России должна была стать прологом к социальному взрыву в Германии и уж здесь-то он точно хотел играть ведущую роль. По сценарию этот изгой из стана социалистов считал себя достаточно умным и хитрым, дабы использовать и большевиков и политиков как ступени для своего личного возвышения. Всем развитием действия Дамиани показал, в нём неглупого человека, дельца и сибарита не обладавшего, однако, размахом личности необходимым для осуществления столь масштабного замысла. Не случайно Ленин, назвавший Парвуса “мальчиком на побегушках от революции” его переиграл и сделал с ним то, что тот хотел сделать с большевиками – использовал и выкинул. Авторы фильма считают, что это безнравственно, но прагматично и для политики – обыденно.%d0%bb%d0%b5%d0%bd%d0%b8%d0%bd%d0%bf4Наряду с Парвусом в фильме проходят ещё два еврея – оба из ближнего окружения Ленина. Это журналист Карл Радек-Собельсон (Питер Уитмен) и партийный функционер Григорий Зиновьев-Радомысльский (Паоло Боначелли). Оба деятеля левого крыла в тот момент входили в группу большевиков и показаны как верные последователи избранного ими в духовные вожди политика. Это не исключало их борьбы за внимание “гуру” и ревности, доходящей до некорректных обвинений в адрес друг друга. (Достаточно вспомнить сцену обсуждения и осуждения ленинцами попытки выступления Радека с революционной речью перед немецкими рабочими – подобные действия запрещались условиями проезда большевиков через Германию). О  дальнейшей судьбе этих персонажей, как жертв сталинского режима, говорится в последнем титре. В паре эпизодов промелькнул и видный представитель меньшевистского крыла социал-демократии Юлий Мартов-Цедербаум (Вольганг Гассер) на фото выше – слева. Он показан человеком, недостаточно решительным и слабо понимающим важность момента. Вначале отказался ехать через территорию враждебного государства, но затем, в одном из последних эпизодов, был вынужден признать верность принятого Лениным решения и последовал тем же путём. Ещё один штрих фильма: большевики с огромным трудом набрали 40 человек необходимых для заполнения купейного вагона. Почти половину согласившихся ехать с ними составили представители еврейской партии Бунд имевшие мало общего с ленинцами по взглядам, но, подобно им, стремившиеся в Россию. Всех их без разбора провожали криками “предатели” (отличный фрагмент!) многочисленные представители конкурирующих организаций.
Образ Парвуса впервые появился в игровом кино. Российская продукция отстала в этом сюжете от мирового кинематографа больше чем на 40 лет (см в каталоге сериалы “Троцкий” и “Меморандум Парвуса”) Остальные названные в аннотации лица периодически мелькали в советских лентах, с неизменно отрицательными характеристиками. Исключение составляет неожиданно пробившаяся на экран во многом объективно оцененная фигура Мартова в телефильме “Штрихи к портрету В.И. Ленина” (см каталог). Бен Кингсли, как Ленин вполне убедителен, хотя внешне не слишком похож. Из остальных актёров можно отметить Доминик Санда (Инесса Арманд). В целом, Дамиани создал достаточно динамичную ленту, которая неплохо смотрится и по  сей день. Фильм можно найти в российских торрентах.

Ленин… Поезд. (телефильм, копродукция 5 стран, 1988) Режиссёр Д. Дамиани: 9 комментариев

  1. Нетипичная для Дамиани лента. Он всегда снимал социальные драмы и мафиозные разборки, а тут исторический материал

  2. Фильм редкий. Для меня оказался любопытным по теме. Спасибо за аннотацию. После чтения нашёл и посмотрел.

  3. Дамиани, конечно постарался, но получилось посредственно. Можно смотреть только для ознакомления с отражением российской истории из-за рубежа.

  4. Должен Вам сказать Вас обманули, подсунув дешёвку под видом серьёзного кино про русскую историю.

  5. Давно хотел посмотреть этот фильм. Разочарован. Российские сериалы на эту тему гораздо интереснее.

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован. Обязательные поля отмечены *

Вы можете использовать это HTMLтеги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>