Дневник горничной (Франция-Бельгия, 2015) Режиссёр Б. Жако

Длительность 96 минут
%d0%b4%d0%bd%d0%b5%d0%b2%d0%bd%d0%b8%d0%ba%d0%b31Экранизация романа Октава Мирбо (1848 – 1917), классического произведения французской литературы, переносившегося на экран пять раз. Остановимся на последнем варианте, отличающемся, по мнению критиков, достаточно точным воспроизведением содержания книги. В центре действия – история жизни девушки из бедной семьи Селестины (Лея Сейду), зарабатывающей на жизнь горничной в богатых домах. С юных лет она познала нужду, сексуальное насилие, мелочные придирки различных хозяев, лишь изредка относившихся к ней по-человечески. Будучи личностью решительной и своенравной, не мирилась с выходками богачей, поэтому часто меняла места службы. В начале фильма главная героиня отправилась из Парижа в провинцию, в дом помещиков Ланлёр, где столкнулась с властной и скупой хозяйкой. Заваленная обязанностями по самую макушку, Селестина иногда вспоминала предыдущих (флэшбэки) работодателей и, с особой теплотой, мадам Мендельсон (Жозефина Дерен). Эта пожилая еврейка наняла девушку для ухода за тяжело больным внуком-туберкулёзником Жоржем (Венсан Лакост). Женщина не только выделила служанке большую отлично обставленную комнату, но и сердечно относилась к ней, как к помощнице.

Юноша также почувствовал влечение к хорошенькой горничной (на снимке ниже они запечатлены вдвоём) и она даже отдалась ему, хотя и не по любви, а исключительно из жалости. Но их роману не суждено было развиться, так как молодой человек умер. Однако этот сюжет нашёл своеобразное отражение в последующих сценах фильма.%d0%b4%d0%bd%d0%b5%d0%b2%d0%bd%d0%b8%d0%ba%d0%b32В доме Ланлёров уже 15 лет служил конюхом немногословный, жестокий, физически очень крепкий мужчина лет под 50-т – Жозеф (Венсан Линдон). Его сила и уверенность привлекли Селестину. При этом во время одной из вечерних бесед она выяснила, что её избраннник сердца – законченный антисемит. Вот состоявшийся между ними диалог.
Жозеф: “Жидовская нечисть гнездится повсюду. Я – француз и защищаю свою родину. (…) Будь я в Париже, всех бы жидов истребил”.
Селестина: (возражает, явно имея в виду семью Мендельсонов) “А я, если так вдуматься, ничего не имею против евреев. У некоторых я служила.”
Жозеф: “Евреи – грязная раса”
Селестина: “Чем же она грязнее прочих? По-моему, что еврей, что католик – разницы нет. Все погрязли в пороках. Мы живём в одном и том же мире, и никакая вера не имеет значения”
Жозеф: “Всё равно, всех евреев надо истребить, выпустить им потроха и пусть подохнут. Все до единого”
На этом разговор завершился. Позднее Селестина узнала, что Жозеф распространял среди населения антисемитские брошюры, передаваемые ему от кюре и получал хорошую плату. Впрочем, конфликт на этой почве не состоялся, ибо к концу фильма девушка отдалась возлюбленному телом и душой, простив ему не только юдофобию, но и то, что он обокрал Ланлёров… По мнению литературоведов “еврейский след” появился в романе не случайно. Книга вышла в свет в 1899 году, в разгар расколовшего страну дела Дрейфус. Мирбо относился к защитникам осуждённого за национальную принадлежность офицера. Поэтому он не упустил случая показать в своём произведении высокую степень заражённости антисемитизмом французской провинции и усилия католических священников по распространению среди населения ненависти к евреям.

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован. Обязательные поля отмечены *

Вы можете использовать это HTMLтеги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>