Гений (сериал США, 2017) Разные режиссёры

Длительность 514 минут 64 + (50 х 9)
%d0%b3%d0%b5%d0%bd%d0%b8%d0%b91Экранизация книги Уолтера Айзексона “Альберт Эйнштейн. Его жизнь и Вселенная”, основанной на изучении многочисленных источников и свидетельств. Так как действие охватывает более полувека, образ главного персонажа убедительно создают два актёра – Джонни Флинн и Джеффи Раш. В фильме отсутствует линейный сюжет, отдельные эпизоды переносят нас через годы, города и страны. Из мозаики фрагментов довольно быстро выстраивается целостный образ Эйнштейна, которого наиболее дальновидные современники уже к концу четвёртой серии назвали гением. Сценарий идёт гораздо дальше внешних примет образа, таких как трубка или скрипка. В нём рельефно показан масштаб личности учёного и, сочетающееся с могучим интеллектом, чувство юмора. В пересказе биографии отражены уникальные научные изыскания Альберта, даже сделаны интересные попытки показать видеорядом ход его мысли. Солидное место заняли непростые отношения учёного с окружающими, в том числе с женщинами –  Милевой Марич и Эльзой Эйнштейн. Интересующая нас тема вторгается в действие буквально с первых секунд, играет в многочасовом фильме важную роль и проявляется в трёх аспектах. Первый из них – эволюция национального самосознания Эйнштейна.
Считая себя гражданином мира и пацифистом, учёный не переставал считать себя евреем, хотя в юности иногда стеснялся своей “пятой графы” (см эпизод аудиенции у Франца-Иосифа). По признанию Альберта он “никогда не стремился быть настоящим немцем”, более того “презирал немецкий национализм”. Но, тем не менее, “пустил корни” в Германии и находился в стране, пока не начались погромы, а на улицах не стали повсеместно раздаваться призывы: “мы должны восстать против Веймарской республики, против продажных коррумпированных евреев-завоевателей” Да, Эйнштейн происходил из ассимилированной семьи среднего достатка, насквозь пропитанной европейской культурой. Но из детства у него сохранились знания о традиции своего народа; свидетельства тому чтение им заупокойной молитвы Кадиш по умершему отцу Герману в синагоге Милана и соблюдение им шивы. В подобном же кругу вращались и его берлинские родственники – однофамильцы. У них он познакомился со своей кузиной Эльзой, ставшей впоследствии его второй женой. Однако его взгляды на судьбы еврейства со временем радикально изменились. Это произошло после знакомства в 1921 году с одним из лидеров сионизма Хаимом Вейцманом. Увидев страшные фото-свидетельства погромов, представив себе всю глубину страданий соплеменников, он переосмыслил своё место среди филосемитов и, с юношеским пылом, устремился за океан добывать средства для университета в Иерусалиме. В 8-й серии Эйнштейн произносит речь, которую во многом можно считать его кредо в национальном вопросе. “Я не был примерным евреем. До сегодняшнего дня я много лет не посещал синагогу. Но теперь я убеждён, что университет, который сохранит наши традиции необходим для будущего нашей молодёжи. Я хочу, чтобы все мы научились ценить еврейское наследие. Оно особенное, уникальное. Кто-то скажет, что быть непохожим на других – опасно. Лучше не выделяться, слиться с толпой, не спорить с властью. (…) Мы заслужили признание нашего наследия, нашей веры, наших традиций и истории. Почему мы должны ассимилироваться? В этом нет справедливости. Это лишь утрата. А наш народ и так принёс достаточно жертв“.%d0%b3%d0%b5%d0%bd%d0%b8%d0%b92Проблема ассимиляции отражена и через образы великих еврейских современников Эйнштейна, двигавших общественную жизнь науку и культуру человечества в различных направлениях. В первую очередь это трагическая история Вальтера Ратенау (1867 – 1922) – нашего соплеменника, видного немецкого политического и патриотически настроенного деятеля. Во время противостояния Антанты и Тройственного союза 1914 – 1918 годов именно он первым в Европе осознал необходимость мобилизации и перевода на военные рельсы всей промышленности Рейха, как условие выигрыша войны. В тот момент инородца Ратенау приняли в свой круг германские генералы, а кайзер Вильгельм удостоил милостью. После революции и поражения страны не кому-нибудь, а ему отдали пост министра иностранных дел Веймарской республики и поставили почти невыполнимую задачу – вывести страну из международной изоляции. Его гибкая политика помогла решить и эту проблему, но, одновременно, породила много врагов. Первая серия открывается сценой 24 июня 1922 года, в момент когда Вальтер Ратенау выехал из дома на работу. По дороге его автомобиль был остановлен боевиками националистической группировки “Консул”. Под вопли “смерть сионским мудрецам”, “это за то, что ты сотворил с Германией, еврейская свинья” его изрешетили пулями. При разгроме организации полиция нашла список будущих жертв, куда был включён и друг убитого политика – Альберт Эйнштейн. Все другие события связанные с личностью Ратенау проходят в более поздних частях сериала. И мы видим, как страшно сбылось пророчество великого учёного, сказанные им Вальтеру “для них (немцев) вы никогда не станете своим”…
Не менее показателен и образ крещённого еврея Фрица Габера (1868 – 1934), который убеждённо говорил о себе: “Я немецкий патриот, гордый ветеран войны и набожный христианин”. Руководствуясь германским патриотизмом крупнейший химик и Нобелевский лауреат стал одним отцов химического оружия в Первой Мировой. В фильме жуткие результаты его работы показаны достаточно подробно   в эпизоде первой в мире газовой атаки против французских войск на Ипре, которую лично контролировал изобретатель. В тот день тысячи беззащитных против нового средства солдат были отравлены насмерть, другие превратились в инвалидов. Националисты и милитаристы подняли Габера на щит, тогда как в странах Антанты его приравняли к военным преступникам. Многие учёные прекратили с ним всякие контакты, а пацифист Эйнштейн перестал общаться с бывшим другом на долгие годы. Но моральная расплата учёного проявилась не только в этом: глубоко потрясённая бесчеловечностью проекта мужа покончила с собой его жена. Через много лет, после прихода к власти Гитлера, выяснилось, что страна которой он верно служил забыла о всех его прошлых заслугах, но вспомнила “пятый пункт”. Сбылись сказанные ему задолго до того слова Эйнштейна: “вы можете сменить религию, но сможете ли вы сменить происхождение?”. В 1933-м ретивый нацист заявил Фрицу: “Мы знаем, что вы родились не лютеранином. Может хотите спустить штаны и доказать обратное? (…) Обожатели евреев не смогут защищать вас вечно, Габер“. Поняв всю глубину личной трагедии учёный решил покинуть неблагодарную родину, но участие в разработке химического оружия закрыло перед ним двери всех западных стран. Сохранилась возможность репатриироваться только на историческую родину – в Палестину. Однако судьба не позволила Габеру добраться до цели; по пути в Иерусалим он умер в Швейцарии от сердечного приступа .
Помимо двух подробно охарактеризованных выше персонажей перед зрителем проходит целая галерея наших соплеменников, обрисованных с большей или меньшей полнотой. Среди них:
Марсель Гроссман (1878 – 1936) – математик, друг Эйнштейна по Цюрихскому Политехникуму. Пришёл на помощь приятелю, когда тот после получения диплома не мог найти работу. Через своего отца Марсель пристроил Альберта в патентное бюро, где тот проработал 7 лет (1902 – 1909). За это время он стал известным учёным, ибо на его статьи 1905 года обратили внимание в других странах.
Герман Минковски (1864 – 1909) – крупнейший геометр своего времени, математически доказавший теорию относительности.
Карл-Густав Юнг (1875 – 1961) – один из крупнейших психоаналитиков 20-го века. Показан, в основном в эпизодах начала 1930-х годов, когда он принимал участие в лечении сына Эйнштейна Эдуарда, заболевшего шизофренией. О его личности и непростых отношениях с Зигмундом Фрейдом см. в каталоге игровые фильмы: “Возьми моё сердце”, “Опасный метод”.
Знаменитый писатель Франц Кафка (1883 – 1923). В фильме он ещё не известен как литератор, но с экрана звучит его известный афоризм: “В Праге есть своя кастовая система. Немцы наверху, евреи посередине, а несчастные чехи в самом низу“. В каталоге можно найти посвящённый ему художественный фильм “Кафка” и любопытная лента “Лабиринт”.
Лео Силард (1899 – 1964) – один из тех, кто включился в работу “Манхеттенского проекта” по созданию атомного оружия. В 1939 году он просил Эйнштейна убедить Рузвельта в необходимости создания супербомбы, а 6 лет спустя пришёл к выводу о невозможности её использования.
Дэвид Бом (1917 – 1992) – специалист по квантовой физике, философии и нейропсихологии. Был человеком левых взглядов. Одно время состоял в Коммунистической партии. Допрашивался в Комиссии по расследованию антиамериканской деятельности. Показано, что Эйнштейн пытался за него заступиться.
Генри Моргентау (1891 – 1967) – министр финансов в правительстве Рузвельта. Как он сам сказал о себе Эйнштейну: “Бар-мицва 1904 года. Самый настоящий еврей” Учёный ответил: “Еврей и политик – очень интересно” Через этого чиновника Альберт пытался организовать выезд друзей и родственников из фашистской Германии. В ряде случаев это ему удавалось.
Наряду с персонажами и судьбами наших соплеменников показана и главная объединяющая сила современных ненавистников евреев – антисемитизм. Уже в студенческие годы один из преподавателей дал главному персонажу такую характеристику: “Этот Эйнштейн такой же, как и все евреи – несносный и самолюбивый”. По мере научных достижений гения возвышались и голоса оппонентов, среди которых наибольшим авторитетом пользовался учёный высокого уровня Филипп Ленард (1865 – 1947). Нобелевский лауреат, но зоологический националист был готов зачислить в семиты всех неугодных физиков. Вот его слова в адрес более удачливого Рёнтгена: “Алчная жажда денег и славы – это болезнь, еврейский образ мышления. (…) У Рентгена – еврейское сердце. Он – крыса, как все евреи. А крыс нужно уничтожать.” (3 серия). Нет ничего удивительного, что он поддержал нацистов и ещё в 1922 году вступил в НСДАП. В фильме приводится его обращение к Гитлеру: “Немецкий дух должен отвергнуть иностранное влияние иудаизма. Тёмные силы, окружающие всех нас. Они проявляются во всём, что касается теории Эйнштейна. Немецкие учёные должны нести свет и истреблять тёмные силы везде, где это возможно“. Вместе со своим учеником Вайландом он провёл двухдневный семинар, “разоблачающий” учение “грязного еврея, разрушившего физику”. “Альберт Эйнштейн продвигал свою теорию для собственной выгоды, пока наша страна страдала от лишений и унижений. И что же мы имеем? Ложь! Выдумку! Невиданный обман” (…). “Он еврей, ищущий славы”, “Теория относительности – домысел, распространяемый еврейской прессой“. Эйнштейн лично посетил этот семинар, вызвав фурор у докладчиков, публики и журналистов. Характеризуя сборище, он отметил: “Вайланд давал публичную лекцию, и я решил послушать. Такого я не ожидал, особенно целого зала имбецилов-антисемитов” Именно в это время представители отверженного этноса выдавливались из всех сфер жизни Германии под сожжение книг и вопли: “Эра раздутого еврейского интеллектуализма подходит к концу”, ” Никаких евреев на правительственных должностях ” и т д, и т п.
К сожалению, антисемитизм имел влиятельных сторонников и за океаном. Наиболее зловещим из них являлся многолетний директор ФБР Эдгар Гувер. В начале 8-й серии показан форменный погром, произведённый полицией в 1921 году в Нью-йоркском нижнем Истсайде, населённом выходцами из Восточной Европы. Рано утром туда ворвался отряд копов с дубинками. На недоумённый крик женщины “что мы сделали” раздаётся ответ “закрой рот, жидовка”. Это реплика показала, что стражи порядка прекрасно знали против кого проводится операция Начались массовые избиения. Вскоре Гувер, тогда ещё начинающий руководитель, победно отрапортовал Генеральному прокурору США “Арестовано почти три тысячи провокаторов из тридцати трёх городов в двадцати трёх штатах. Почти все они анархисты, но среди них есть и несколько социалистов. Теперь эмигранты будут знать, что мы не потерпим посягательств на американский образ жизни. Допросы уже ведуться. Депортация начнётся после“. Глава полиции намеренно скрыл от верховного защитника правосудия, что основной массой задержанных стали евреи. Но об этом рассказал Эйнштейну Хаим Вейцман, сделав печальный вывод: “Нашему народу нужен свой дом и бежит он (…) от бесконечной смерти и разрушения. Десятки наций охотно принимают арабов. А как же наши соплеменники? Им бежать некуда“. Глава репрессивного ведомства с узким кругозором и высоким самомнением Гувер ненавидел всех, кто не вписывался в определённые им рамки законопослушного гражданина. Великий Эйнштейн относился именно к такому числу врагов. И, как видно из фильма, ненавидел его полицмейстер США не только за независимость, способность высказать своё мнение, но и за национальное происхождение. Преследовал слежкой, прослушкой телефонных разговоров, перлюстрацией всех идущих на его имя писем. Кричал: “Найдите мне повод упечь этого мерзавца за решётку”. Но сделать с ним ничего не смог. США всё же не были фашистской Германией, а мировая слава оказалась надёжным щитом для великого учёного.
В целом лента оставляет очень хорошее впечатление как содержательное и художественно значимое произведение с интересным обращением к еврейской теме.

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован. Обязательные поля отмечены *

Вы можете использовать это HTMLтеги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>