Меморандум Парвуса (сериал Россия, 2017) Режиссёр В. Хотиненко

Длительность 336 минут (8 х 42)
%d0%bc%d0%b5%d0%bc%d0%be%d1%80%d0%b0%d0%bd%d0%b4%d1%83%d0%bc1Другое название “Демон революции“. Второе в мировом кино обращение к теме “пломбированного вагона”, в коем группа крайне левых российских деятелей проехала через враждебную Германию в Петербург. (Первое – см в каталоге фильм “Ленин… Поезд”). На этот раз события охватывают более продолжительный отрезок времени. 1915 год. Не сумев после успешного наступления вывести Россию из Первой Мировой войны кайзеровское руководство впервые представило себе печальные перспективы поражения рейхсвера. Нужно было искать пути предотвращения назревающей катастрофы. Именно в это время весьма известный в международных кругах социал-демократ Александр Парвус представил немецкому правительству меморандум. В нём содержался план как развалить царскую империю путём активизации в ней деятельности левых экстремистских антивоенных сил. Подумав, министерство иностранных дел враждебного государства дало “добро” проекту и выделило на него большие денежные суммы. Конкретных исполнителей своего замысла изобретатель нашёл в небольшой группе революционеров-большевиков, возглавляемых Владимиром Лениным. Оба политических деятеля друг друга не любили, но нуждались в помощи со стороны. Между ними началась тонкая дипломатическая игра одним из символов которой в фильме стали шахматы…
Еврейская тема сериала в первую очередь связана с личностью Израиля Гельфанда, он же Александр Парвус (1867 – 1924). Это не самая известная фигура в истории, поэтому создавая его образ режиссёр Владимир Хотиненко отстаивает своё право на художественный вымысел, хотя опирается на солидную подборку фактов. Уже в первой серии зрителю сообщают как паренёк из белорусского штеттла отошёл от традиции и ушёл в революцию, став со временем одним из ведущих европейских социал-демократов. Проснувшаяся позднее тяга к бизнесу превратила его в удачливого предпринимателя, заработавшего капитал на продаже оружия в Турцию. Однако чрезмерное, с точки зрения революционеров, увлечение торговлей, подорвало ему авторитет среди бывших соратников. Троцкий даже написал о нём включённую в сценарий фразу: “Парвуса больше не существует, по Балканам разгуливает политический Фальстаф” и обиженный Александр Львович этого не забыл. Фёдор Бондарчук великолепно создаёт образ игрока. Этот сибарит, женолюб и, по большому счёту, абсолютно беспринципный человек, совершает сложные и рискованные многоходовые аферы с единственной целью заработать солидный гешефт. Получив германское гражданство, он стал представлять себя истинно немецким гражданином, хотя “пятый пункт” интригана для властей его нового “Отечества” секрета не представлял. Неудивительно, что на вопрос о плане развалить Россию – “ради чего вы всё это делаете” он с честными глазами отвечает “ради моей Родины, вне всяких сомнений”.%d0%bc%d0%b5%d0%bc%d0%be%d1%80%d0%b0%d0%bd%d0%b4%d1%83%d0%bc5Параллельно, выстраивается фигура Ленина – расчётливого политика с железной волей. Представлен, как лидер уже способный возглавить массовое движение. Его драма в том, что он заперт как в клетке в нейтральной Швейцарии, окружённой кольцом фронтов. Для Антанты (Франция, Италия) он противник “войны до победного конца” и потому неприемлем в любом варианте. Для Тройственного союза (Германия, Австро-Венгрия) попросту гражданин враждебной империи. Стремится как можно быстрее вернуться на Родину, хотя понимает, что и добравшись до Петрограда он не решит своих проблем. ТАМ ему необходимо пропагандировать свою программу, а для этого создавать новые группы, издавать газеты, выпускать листовки. Будут нужны гигантские средства; живые и огромные ДЕНЬГИ, которые как раз и предлагает Парвус. Но брать марки у противника, после того как ты проклял развязанную им войну значит похоронить свою репутацию интернационалиста. Сохранить позицию или пойти на компромисс и достичь давно поставленной цели – свалить царизм руками его германского противника? Вот такую дилемму приходится решать Владимиру Ильичу. Нужно отдать должное Евгению Миронову он создаёт образ революционера с таким воссозданием размаха его личности, какого с трудом можно обнаружить даже в советском кино. (И уж тем более, это не клоун возникший в сериале о Троцком в изображении Сичкина). Веришь, что перед нами вождь, вокруг имени которого сподвижники создадут ореол и пойдут одурманенные миражом на заклание заворожённые массы. А Парвус – мелкий маклер нужный Ленину только до момента получения через него марок. Далее его можно “бортануть” и как ненужного извозчика отправить назад, даже не удосужившись с ним встретиться. Как говаривал Александр Львович “Революция, как женщина – требует много денег” К сему следует добавить: трезвая политика – дама жестокая. В основном конфликте двух деятелей в “Меморандуме Парвуса” истинным демоном революции изображён Ленин. Парвус в трактовке режиссёра мелок для крупной общественно-значимой роли – масштаб не тот.%d0%bc%d0%b5%d0%bc%d0%be%d1%80%d0%b0%d0%bd%d0%b4%d1%83%d0%bc4Авторы последовательны в своей достаточно спорной концепции, намеченной ещё в сериале “Гибель империи” (см каталог) В соответствии с ней, если бы не германские деньги никакой революции в России бы и не было. Оценить использованные для раскрытия замысла хитросплетения сюжета зритель сможет увидеть сам. Можно только добавить, что на этом фоне запечатлённые на кадре выше образы еврейских соратников Ленина Зиновьева (Георгий Фетисов) и Радека (Данил Лавренов) ничего нового ни к общему замыслу, ни к еврейской теме не добавляют. Не более чем исторические статисты на многофигурном полотне.

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован. Обязательные поля отмечены *

Вы можете использовать это HTMLтеги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>