Маленькие трагедии (телефильм СССР; 1966, 1979) Режиссёры Л. Вивьен, М. Швейцер

Длительность 116 и 225 минут (3 х 75)
%d0%bc%d0%b0%d0%bb%d1%82%d1%801Разные театры ещё в советское время предпринимали неоднократные попытки поставить “Маленькие трагедии” полностью или частично. С того времени на пленке сохранились две экранизации шедевра А.С. Пушкина. Ранний из них – неполный – включает только три пьесы: Второй – основательный – представляет собой полную версию цикла. И в том и в другом случае нас интересует только воссоздание на экране “Скупого рыцаря”. Читатель помнит содержание этой трагедии. 20-летний рыцарь Альбер, любитель вина, женщин и турников привык жить на широкую ногу. Его отец – Барон – сына держал сына в чёрном теле, хотя накопил шесть сундуков золота. Расставаться даже с малой толикой богатств старик не желал, меж тем как сын оказался в неоплтном в долгу у ростовщика- иудея. Из сцены с Соломоном видно как даже гений оказался в плену утверждаемых христианством отрицательных стереотипов в адрес наших соплеменников. Несколько веков в евреях видели кровососов безжалостно обирающих добрых католиков ради прибыли. Вот и Соломон был готов ради денег на любое преступление. Он даже предложил Альберу отравить отца с тем, чтобы вступить в наследство, тратить отцовские богатства в своё удовольствие, ну и вернуть ростовщику долги. И всего-то достаточно было купить у его соплеменника Товия роковое снадобье “В стакан воды подлить… трех капель будет, / Ни вкуса в них, ни цвета не заметно; А человек без рези в животе, / Без тошноты, без боли умирает”. В созданной Пушкиным ситуации заключено явное преувеличение. Для иудея в условиях Средневековья делать такое предложение христианину было равносильно подписанию себе, близким, да и все общине смертного приговора.%d0%bc%d0%b0%d0%bb%d1%82%d1%804Обратимся к постановкам. “Маленькие трагедии” 1966 года открывали по мнению театроведов новый этап в творчестве Леонида Вивьена, к сожалению, прерванный смертью режиссёра В аскетичном, подчёркнуто театральном, варианте привлекали работы ряда ведущих артистов того времени: Николая Черкасова (Барон), Владимира Честнокова (Моцарт), Николая Симонова (Сальери). Соломона в этой версии играл Юрий Спирин (см кадр выше). Авторы фильма-спектакля достаточно точно воспроизвели внешний облик средневекового еврея – его характерную одежду, манеру поведения, заискивающие интонации и даже своеобразный, узнаваемый акцент. Иной вариант предложил нам Михаил Швейцер. В его толковании – щеголеватый ростовщик (Авангард Леонтьев), одет как состоятельный непонятной национальности горожанин. (Не случайно из текста сценария выпало первое обращение к неприятному, но нужному гостю: “А, приятель! Проклятый жид, почтенный Соломон”). С первых кадров его появления видна существенная ошибка, ибо, как нам известно из исторических источников, евреи могли одеваться по своему хотению только в пределах гетто. Выходя в христианский мир, они были обязаны носить опознавательные знаки позора, увидев которые каждый правоверный католик мог сразу же определить с кем имеет дело. Так, что абстрактно одетый ростовщик не похож на еврея, но откровенно напоминает нечистую силу. Тем самым зло в его изображении приобрело вневременной характер и Соломон охмуряет перспективами абстрактной выгоды от злодеяния  не столько собеседника, сколько зрителя. %d0%bc%d0%b0%d0%bb%d1%82%d1%802 Материал отражающий еврейскую тему в российских и советских литературе и кино.

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован. Обязательные поля отмечены *

Вы можете использовать это HTMLтеги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>