Болевая точка (США, 1962) Режиссёр Ю. Корнгольд

Длительность 89 минут
%d0%b1%d0%be%d0%bb%d0%b5%d0%b2%d0%b0%d1%8f%d1%821С точки зрения автора каталога фильм интересен, хотя наших соплеменников на экране нет. Однако, присмотримся к содержанию ленты создатели которой сочли историю настолько типичной, что даже лишили главных персонажей имён. Перед нами американская тюрьма 1942 года. К штатному психологу, афроамериканцу (Сидней Пуатье) приводят на консультацию трудного пациента. Заключённый (Бобби Дарин) – член нацистской группы, арестованный за участие в массовых хулиганских акциях. Естественно, он чистокровный белый, расист и антисемит, поэтому его контакты с “нигером” начинаются со взаимных выпадов. Уже на 8-й минуте фашист заявляет: “Теперь, когда евреи посадили своего калеку в Белый Дом, вы считаете, что жизнь удалась”. Ответ: “Поскольку в Белом Доме сидит калека, мне будет несложно уговорить пару коллег – евреев подтвердить любой мой диагноз” (понимай, продлить твой срок пребывания под стражей на долгие месяцы). Тем не менее, преодолевая отвращение, психолог выявил корни взглядов собеседника, начиная с фразы: “Я открою тебе свои веские причины не любить евреев”. 

Мужчина вырос в неблагополучной семье, где пьяница-отец издевался над женой и сыном. Толкового образования не получил. Став самостоятельным, подвизался в строительных бригадах, где обнаружил способность подчинять своей воле приятелей. В годы кризиса перебивался случайными заработками. Однажды увлёкся девушкой-еврейкой (указание на её “пятую графу” – мезуза на входной двери), но папаша быстро выставил вон нежелательного ухажёра. Вскоре после этого пациент попал в реакционную организацию с многозначительным названием “Американо-германский бунт”. Тут ему популярно разъяснили кто виноват в Великой депрессии и убедили поддержать спасителя от еврейского засилья – Адольфа Гитлера. Далее – проторённый путь сторонника нацистов: фашистские лагеря с военизированной программой обучения и промыванием мозгов, распространение подрывной литературы, участие в антисемитских хулиганских акциях. Эта деятельность была пресечена правительством США в декабре 1941, после вступления страны во Вторую Мировую войну.%d0%b1%d0%be%d0%bb%d0%b5%d0%b2%d0%b0%d1%8f%d1%822Для продукции начала 1960-х авторы предложили достаточно интересный анализ возникновения и развития у отдельной личности фашистских взглядов. (Пониманию позиции сценариста и режиссёра способствует обилие закадровых комментариев от лица психолога). По их, пусть и неполному, но правильному мнению подобные воззрения быстрее всего появляются у маргиналов – они-то и есть болевая точка американского общества. Их антисемитизм и расизм обостряются разного рода неврологическими отклонениями и создают дополнительную опасность если подобные индивиды обладают способностью убеждать людей. (Недаром Гитлера называют главным психопатом). Особую опасность представляет убеждённость наци в своей правоте. Медицина тут бессильна; врач может “подремонтировать” нервишки пациента, излечить его от ночных кошмаров, от бессоницы, но вернуть нормальное понимание общественных процессов у “заражённого” фашизмом типа он уже не в состоянии. Тем более, что фашисты в заключении проявляют иезуитскую хитрость – притворяются успешно прошедшими перевоспитание с целью побыстрее выйти из тюрьмы. Оказавшись же на свободе готовы приняться за старое и, тем самым, продолжают оставаться угрозой для американского общественного устройства. Авторы фильма со своей стороны могут лишь уповать на силу и традиции демократии. Недаром персонаж Сиднея Пуатье в финале говорит  своему противнику: “Это моя страна. Здесь я достиг всего. Будь здесь миллион подонков вроде тебя, скользких и мерзких, кричащих убей, уничтожь, разрушь. Будь здесь 20 миллионов идиотов, слушающих вас, вы всё равно проиграете. Вы проиграете, потому, что есть в нашей стране нечто огромное, сильное, такое, что вам и не снилось. И страна примет от вас вашу ненависть, повернёт её против вас и вгонит вас в землю“. Подтверждением этой тирады является сообщённая в реплике судьба пациента – за убийство старика, совершённое уже после войны, его посадили на электрический стул. В целом фильм и посейчас смотрится неплохо, особенно хорош Сидней Пуатье. Материал для понимания причин активизации фашизма и антисемитизма в США в конце 1930-х годов.

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован. Обязательные поля отмечены *

Вы можете использовать это HTMLтеги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>