Хроника пикирующего бомбардировщика (СССР, 1967) Режиссёр Н. Бирман

Длительность 74 минуты
%d1%85%d1%80%d0%be%d0%bd%d0%b8%d0%ba%d0%b0%d0%bf%d0%b8%d0%ba1Скромный и очень правдивый фильм о Великой Отечественной войне, украшенный прекрасными актёрскими работами. Лето 1944 года. Полк пикирующих бомбардировщиков Пе-2 ищет скрытый в лесах аэродром противника. В центре повествования – одна из лучших боевых единиц части – экипаж капитана Архипцева (Геннадий Сайфулин). Его подчинённые: штурман лейтенант Вениамин Гуревич (Лев Вайнштейн) и стрелок-радист старшина Евгений Соболевский (Олег Даль). Оба – прекрасные двадцатилетние ребята, первый – будущий скрипач, второй – художник. Воюют с выдумкой, как и положено творческим, интеллигентным людям, но постоянно нарушают жесткие рамки уставов. Все трое – люди человек порядочные, душевно благородные. Это видно по тому, как они вступились за честь честь девушки-официантки, которую походя оскорбил пошляк-однополчанин. И первым это сделал Гуревич. Его “пятая графа” нигде не называется, но в воспоминаниях на экране возникает отец – типичный местечковый сапожник, настоятельно вдалбливающий сыну, чтобы тот занимался музыкой и выбился в люди… Учитывая разгул антисемитизма в СССР после победы Израиля в Шестидневной войне, режиссёр Наум Бирман сделал максимум возможного при тоталитарном режиме.

Он показал нашего соплеменника не солдатом “ташкентского фронта”, как утверждали антисемиты всех мастей. Перед нами настоящий боец, способный, как и его товарищи по оружию различных национальностей проявить героизм и принести в жертву свою жизнь ради Победы над фашизмом. В заключение трагикомический случай произошедший во время съёмок и рассказанный Владимиром Спектором.
Создателям картины повезло: руководство Ленфильма не ожидало от проекта ничего значительного и в процесс почти не вмешивалось. Но в какой-то момент директор картины посмотрел отснятый материал и захотел фильм улучшить. «Наум Борисыч!» — обратился он к режиссеру. — «Мы снимаем хороший, важный, патриотический фильм. Наши герои — отличные ребята и настоящие герои. Ну зачем ты их убиваешь? (…)
«Понимаете, мы их убиваем не потому, что недостаточно любим», — ответил Бирман. — «Как раз наоборот. Они погибают, потому что вот такие прекрасные, талантливые, добрые и веселые ребята, созданные для жизни, действительно, гибли на войне, и часто первыми. В этом — главная мысль фильма, его сила».
«Понял, не дурак!» — сказал директор. — «Предлагаю компромисс: пусть спасется один. Серега Архипцев, самый из них положительный, зрелый, командир! Самолет горит, идет вниз, в последний момент Серега выпрыгивает и выживает!»
«Так не бывает», — сказал Бирман. — «Командир оставляет боевую машину последним».
«Тогда пусть спасется балагур, которого играет Даль», — сказал директор. «Самый веселый и обаятельный!»
«Он не может спастись», — сказал Бирман. — «Он стрелок-радист и находится в отдельном отсеке. У него нет люка. Если самолет подбит, он — смертник».
«Понял, не дурак!» — сказал директор. — «Кто у них там третий?»%d1%85%d1%80%d0%be%d0%bd%d0%b8%d0%ba%d0%b0%d0%bf%d0%b8%d0%ba2«Третий — Веня Гуревич», — ответил Бирман. — «Еврей. Музыкант».
Директор задумался. Нависла пауза. «Ладно, пусть гибнут все!» — сказал он.
Материал для понимания особенностей отражения еврейской темы в советском кино.

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован. Обязательные поля отмечены *

Вы можете использовать это HTMLтеги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>