Генсбур (героическая жизнь) (Франция, 2010) режиссёр Ж. Сфар

Длительность 135 минут
%d0%b3%d0%b5%d0%bd%d1%81%d0%b1%d1%83%d1%801В российских сайтах представлен под искажённым названием “Генсбур (любовь хулигана)”, отославшим российскую публику куда-то к Есенину. Но такой ориентир уводит далеко в сторону от оригинальных по форме и содержанию вариаций на темы из жизни сына российских евреев, бежавших в Париж после большевистской революции. С юных лет Генсбур отличался большими амбициями, но долгое время не мог избрать для себя сферу приложения талантов. Метался между живописью, музыкой, кино. К тому же самоутверждению Люсьена (Серж – псевдоним) препятствовал комплекс неполноценности от неказистой внешности, полученной в наследство у иудейских предков. Юноша преодолевал этот природный недостаток откровенным вызовом не стесняясь быть за гранью дозволенного приличиями. Ведь, по его глубокому убеждению поразить массы и отдельных слушателей (в том числе женщин) означало подчинить их своей власти. Для такого результата стоило потрудиться и преодолеть множество препятствий. Скорее всего здесь и скрыт смысл использованного в названии словосочетания “героическая жизнь”? Впрочем, равными по значению мотивами вызывающего поведения героя можно считать себялюбие и капризность.

Генсбура неоднократно сравнивали с отказавшимся взрослеть невоспитанным ребёнком, продолжавшем доигрывать незаконченные в детстве развлечения, ломая и выбрасывая при этом надоевшие игрушки. Названное определяло противоречия его неглубокого, но яркого творчества… Неоднозначность характера главного персонажа затруднила и без того непростую задачу – создания его целостного образа, но режиссёр Жоан Сфар пошёл по оригинальному пути. Он создал не добросовестный байопик, а художественную фантазию, сочетавшую реалистические образы с фантастическими, кукольными персонажами. Искусственные фигуры помогают понять не только отношение Сержа к событиям в окружающем мире, но и скрытые, не всегда приятные стороны его характера.%d0%b3%d0%b5%d0%bd%d1%81%d0%b1%d1%83%d1%803Такой подход отразился и на еврейской теме, которая явственно проходит в первой четверти ленты. Сначала о реализме. В начале действия мы видим нормальную ассимилированную семью и папу Иосифа Гинзбурга (Рэзван Василеску), упорно делавшего из сына пианиста. Тот яростно сопротивлялся, “почему я должен учиться играть? Ты вон играешь, а денег в семье никаких“. Но инструмент мальчик всё же неплохо освоил и это умение впоследствии очень ему пригодилось. Интересующие нас акценты чётко расставлены во фрагментах из времён Второй Мировой. В те годы семья Гинзбургов, как и все французские евреи подвергалась преследованиям нацистов с их пособниками. Обратим внимание на колоритный эпизод, когда 12-летний Люсьен (Кейси Кляйн) первым в своём районе (!!!) явился во французскую полицию получать обязательную для ношения иудеями желтую шестиконечную звезду. (“Если бы я опоздал в такой день – всю жизнь бы жалел“) На издевательскую реплику чиновника “тебе не терпится надеть свою звезду?” последовал полный достоинства ответ “не мою, а вашу, ведь это вы хотите, чтобы я её носил“. После диалога юный нахал вышел в коридор, держа знак позора, как почётную награду, как орден и так прошёл мимо длинной очереди оторопевших соплеменников. Это, вероятнее всего сочинено, но сделано здорово и показывает, что стремление бросать вызов окружающим сидело в нашем герое с детства.%d0%b3%d0%b5%d0%bd%d1%81%d0%b1%d1%83%d1%802Перейдём к фантастическим персонажам. Первый из них – карикатурного вида толстяк-кукла, изображённый на агитационном фашистском плакате “Евреи и Франция” (см фото выше). Этот монстр размером со взрослого мужчину вышел из стены и устремился в погоню за насмерть перепуганным мальчуганом. Тот сначала бежал, затем словно зачаровал преследователя неистовым танцем, а потом, выхватив игрушечный пистолет, изобразил выстрел в преследователя. Однако не всё так однозначно, ибо толстяк появился ещё раз через несколько минут экранного времени уже в ином контексте. Родители Люсьена укрыли мальчика на ферме в деревне, от облав на евреев, но и здесь друзья предупредили его о приближении жандармов. Он укрылся в лесу, в корнях развесистого дерева. Одиночество и вызванный им страх разделил с беглецом только… Да, да вы не ошиблись, с ним был тот самый толстяк с плаката “Евреи и Франция”. Другой многозначный кукольный персонаж со значимым для русского зрителя именем Рожа (Даг Джонс), сопровождает главного героя на протяжении всего действия (см фото выше). Он представляет собой смешной и зловещий шарж на главного персонажа. Имеет гипертрофированный семитский “шнобель”, но больше напоминает средневековую маску – доктор Чума. Эта фигура представляет собой “альтер эго” Сержа Генсбура (Эрик Эльмонино). Она даёт ему советы, вмешивается в его действия в различных ситуациях, не исключая отношений с женщинами и участия в скандальных деяниях… Впрочем, к еврейской теме это уже не имеет отношения, ибо после 30 минут действия она практически исчезает.
Режиссёрский дебют Жоана Сфара, отмечен тремя премиями “Сезар”. Своеобразная по форме лента, насыщенная музыкой, рассчитана на думающего зрителя, наделённого воображением. Материал, показывающий пути самореализации наших соплеменников в условиях галута. Еврейская тема получила развитие в следующей работе режиссёра – полнометражном мультике “Кот раввина” (см каталог).

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован. Обязательные поля отмечены *

Вы можете использовать это HTMLтеги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>