Рапсодия в стиле блюз (США, 1945) Режиссёр И. Рэппер

Длительность 141 минута
%d1%80%d0%b0%d0%bf%d1%81%d0%be%d0%b4%d0%b8%d0%b8%d0%bd%d0%b11Вариант перевода “Голубая рапсодия“. Подзаголовок “История Джорджа Гершвина”. Баойпик, посвящённый жизни и творчеству крупнейшего американского композитора 20-го века (1898 – 1937), сына евреев-эмигрантов из Российской империи. Интересующая нас тема проходит в ленте неярко, национальность главного персонажа и вовсе смазана. В первых сценах показан быт типичной семьи иммигрантов откуда-то из Европы. Папа – Моррис (Моррис Карновски) хватался за любую работу, стремясь заработать для родных хоть немного денег. В квартире всем заправляла волевая и тщеславная Роза (Розмари ДеКамп), которая хотела чтобы Гершвины выглядели не хуже знакомых и соседей. Именно она настояла на покупке пианино, как показателя стабильности и благосостояния дома. Когда тяжёлый инструмент подняли на верхний этаж, маленький Яакоб (Джейкоб) к удивлению родителей, бойко сыграл довольно сложную пьеску. Оказывается, он уже несколько месяцев ходил в соседний бар и там самостоятельно осваивал азы исполнительства. После этого случая родители всерьёз озаботились развитием его музыкальных способностей. 
Далее фильм листает страницы жизни и творчества теперь уже Джорджа (Роберт Алда), который предпочёл материально обеспеченному пути концертирующего пианиста мало хоженую тропу композитора с её взлётами и падениями. Ну а теперь о специфике подачи в кинокартине еврейской темы. Она возникает везде и всюду когда наш соплеменник настолько “врос” в культуру приютившего его народа, что передал душу иного этноса. Вот тогда появляются гениальный русский пейзажист Исаак Левитан, великий немецкий поэт Генрих Гейне и т д.  В этом ряду находится и Гершвин, о котором в финале говорится буквально следующее: “Он имел счастье наслаждаться своими талантами и с помощью них он наделил голосом Америку, которую так хорошо знал и любил“. То есть весь фильм его рассматривают не как еврея, а как американца. В целом, лента сделана вполне в традициях голливудских мелодрам своего времени, к нашим дням она художественно и морально устарела. С увлечением смотрятся только музыкальные фрагменты, которых, естественно, в фильме очень много.

%d1%80%d0%b0%d0%bf%d1%81%d0%be%d0%b4%d0%b8%d0%b8%d0%bd%d0%b111Однако, интерес кинокартины не только в изображении личности самого композитора. На протяжении действия зритель имеет возможность увидеть группу евреев игравших видную роль в американском шоу-бизнесе 1920-х – 30-х годов. В первую очередь отметим Айру Гершвина (Херберт Радли). За свою долгую жизнь (1896 – 1983) он писал тексты не только для брата, хотя именно их совместные работы, включая оперу “Порги и Бесс” принесли ему широкую известность. На рубеже 1920-х молодого Джорджа поддержал известный продюсер Макс Дрейфус (1874 – 1964). Его образ в исполнении Чарльза Кобурна появляется в нескольких эпизодах. Точно также зритель может увидеть одного из популярнейших исполнителей того времени Эла Джолсона (1883 – 1950) – Асы Йоэльсона, удостоившего фильм личным участием. В первой половине 1920-х этот певец исполнял ведущие роли в нескольких бродвейских шоу с музыкой Гершвина и ряд хитов композитора прославился на всю Америку именно в его интерпретации. Он получил дополнительную популярность в 1927 году после участия в первом звуковом фильме “Певец джаза”, где, кстати, отражена еврейская тема (см каталог). Во второй половине ленты на экране появился Оскар Левант (1906 – 1972), образ которого создал сам Левант. Этот выходец из семьи ортодоксальных иудеев покинул привычный круг соплеменников и стал одним из популярных пианистов и актёров в США. Показано как в 1930-е годы он стал близким другом Гершвина и первым исполнителем его фа-мажорного фортепианного концерта. Так, что фильм, кроме всего прочего, служит хорошей иллюстрацией процесса самореализации и ассимиляции евреев в условиях мультикультурного американского общества.

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован. Обязательные поля отмечены *

Вы можете использовать это HTMLтеги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>