Светлана (сериал Россия, 2018) Режиссёр Е. Звездаков

Длительность 416 минут (52 х 8)
%d1%81%d0%b2%d0%b5%d1%82%d0%bb%d0%b0%d0%bd%d0%b01Второе название – “Дочь Сталина“. Байопик посвящённый первым 40 годам жизни Светланы Аллилуевой (1926 – 2011), до её первой эмиграции из СССР. Авторы специально оговорили во вступительном титре, что несмотря на историческую основу, фильм является художественным произведением, поэтому реальные факты сочетаются в нём с вымыслом. Именно поэтому свои имена сохранили политические деятели, а люди, окружавшие дочь “вождя народов” выведены под изменёнными, но легко узнаваемыми псевдонимами. В центре внимания создателей сериала трагедия одиночества женщины, чья судьба с детства оказалась изломана близостью к кровавому диктатору, а позднее памятью о его бесчисленных злодеяниях. По общему мнению, она унаследовала папин характер, она ещё при его жизни начала проявлять независимость и строптивость. Стремилась вырваться из тисков режима непрерывной охраны и общения ограниченного рамками скучной кремлёвской элиты. Влюбчивая, темпераментная женщина пережила 4 официальных брака и ряд романов, но так и не создала прочной семьи. Нас, по теме каталога, естественно привлекает отражённая в сериале частая склонность главной героини к еврейским мужчинам, проявившаяся с юности и выводившая из себя папу – законченного антисемита.
Первой большой любовью Светланы (Виктория Романенко) оказался известный кинодраматург Алексей Каплер (1903 – 1979), названный в фильме Каплиным. Сериал показывает развитие их отношений с момента знакомства десятиклассницы с 38-летним деятелем кино. Как известно, Каплер к тому времени был автором сценариев ряда официально признанных кинокартин и лауреатом Сталинской премии. Исполнитель его роли Павел Трубинер играет интеллигента, явно выделявшегося из общего круга знакомых дочери вождя умом, обаянием, умением ухаживать. Неудивительно, что он покорил сердце молоденькой девушки, стал её первым мужчиной и она сохранила глубокое чувство к нему на многие годы. Однако в планы папы не входило иметь столь чуждого верхушке шурина, да ещё и еврея. В 1943-м неугодного бойфрэнда дочери арестовали, обвинили в шпионаже и отправили в лагеря на 5 лет. Именно после этого Светлана решила любыми путями вырваться из золотой клетки, даже если ей придётся пойти против воли отца. Спустя год она первый раз официально вышла замуж за одноклассника своего брата Василия, правоведа Григория Михайлова (по фильму Григория Невзорова), также с порочным “пятым пунктом”. Вот тут-то создатели фильма вставили в сценарий следующий диалог отца и дочери, отражающий, кроме всего прочего, их конфликт в национальном вопросе. Ниже он приведён полностью.%d1%81%d0%b2%d0%b5%d1%82%d0%bb%d0%b0%d0%bd%d0%b02СталинЯ навел справки про твоего Невзорова. Григорий Иосифович, он же не русский“.
Светлана:Папочка, я ведь тоже Иосифовна, если что
Сталин: “Справедливо. Да, Иосифовна ты, но не еврейка. Как странно получается: друг – еврей, любовник – еврей. Теперь и муж – еврей? Даже и не смешно. Значит ты так его любишь?
Светлана: “Конечно люблю, раз замуж за него собираюсь. Или ты тоже его собираешься в лагерь отправить.
Сталин: “Это хорошо, что ты забыла этого, как его – критика Люсю
Светлана: “Между прочим Алексей Яковлевич – сценарист и лауреат Сталинской премии
Сталин:Поздравляю. Только запомни – Сталинская премия не индульгенция от преступлений
Светлана: (с вызовом) “Конечно ясно – он же английский шпион. Я знаю, ты мне говорил об этом
Сталин: (назидательно)Он должен был получить свой урок. Он его получил. Я надеюсь сделал правильные выводы
Светлана:Так что же насчёт Григория?
Сталин:Получишь однокомнатную квартиру и живи с ним, как хотела”
Светлана “То есть ты согласен
Сталин:Согласен, но с одним условием. Знать и видеть его не хочу. Хочешь замуж (…) совет вам да любовь. Выходи, но дорога вам сюда закрыта%d1%81%d0%b2%d0%b5%d1%82%d0%bb%d0%b0%d0%bd%d0%b03В мужьях дочери диктатор предпочёл верного слугу- еврея его самостоятельно мыслящему соплеменнику.  Артист Роберт Студеновский убедительно показал своего персонажа малоинтересной личностью, ревнивцем, не понимающим жену и не уважающим её права на самостоятельность. Как юрист в сталинскую эпоху, он мог быть только трусливым рабом режима, способным на подлость. В 1948-м Каплера-Каплина выпустили на свободу с запретом жить в столице, но Алексей ехал к месту ссылки через Москву специально для встречи со Светланой. По фильму Григорий подслушал их телефонный разговор, узнал место встречи и пытался остановить супругу. Когда это не удалось, позвонил куда следует. В результате кинодраматурга арестовали вторично прямо на вокзале и посадили ещё на 5 лет. Зрителю неизвестно узнала ли об этом Светлана, но в реальности она ушла от мужа с маленьким сыном. Каплер – окончательно вышел на свободу только после смерти Сталина. К этому моменту у Аллилуевой за спиной было уже два неудачных брака и двое детей. По сценарию она не прочь была связать с Алексеем жизнь, но оскорбилась, когда он предпочёл ей другую женщину.
Бурный роман произошёл у Светланы во второй половине 1950-х с ещё одним нашим соплеменником – Давидом Самойловым (1920 – 1990), выведенным под именем Давида Смолова. Именно эти фрагменты вызывают больше всего вопросов и зрительских нареканий. Во вспыхнувших отношениях поэта и его особой избранницы остаётся много неясного и сугубо интимного, как всегда бывает в страсти между мужчиной и женщиной. Источники сходятся во мнении, что Самойлов Светлану никогда по-настоящему не любил, но сочувствовал и понимал трагическую сущность её положения. Связывать свою судьбу с этой женщиной он не хотел, ибо, как писал он сам в “Поденных записках” “испытываешь к ней сложное чувство жалости, восхищения и негодования, она — рабыня чувства, а в рабе всегда заложен тиран. Целиком покоряясь стихии, она и тебя старается сделать игрушкой той же стихии” И в другом месте “Никогда в жизни я не был так непосредственно потрясен и захвачен чужой трагедией. И никогда у меня не было такого страстного желания бежать от человека, из круга его неразрешимой и душной трагедии”. Как-то не вяжутся эти точные, пронзительные и уважительные строки с экранным образом Тараса Бибича. В его подаче Смолов – модный, но душевно пустой стихоплёт, стремящийся к дешёвой популярности. Он и овладел столь необычной женщиной движимый исключительно тщеславием. В момент, когда Светлана предпочла его другому, он попросту смешон и ничтожен в своей ревности. Может именно понимая всю спорность своего толкования личности поэта авторы фильма даже не рискнули вложить в уста персонажа подлинные строки Самойлова, заменив их написанными специально для сериала посредственными виршами. Такие вот штрихи к еврейской теме показанной сквозь призму образа дочери Сталина.

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован. Обязательные поля отмечены *

Вы можете использовать это HTMLтеги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>