Город без евреев (Австрия, 1924, 2017) Режиссёр Х. Бреслауэр

Длительность 80 минут
%d0%b3%d0%be%d1%80%d0%be%d0%b4%d0%b1%d0%b51Экранизация романа Хуго Беттауэра (1872 – 1925). В вымышленной европейской республике Утопия, явно напоминающей на экране Австрию, начался промышленно-финансовый кризис. Закрывались предприятия, свирепствовала гиперинфляция, шло массовое обнищание. Многотысячные демонстрации недовольных требовали от правительства немедленных мер по выправлению ситуации. В пивных, где собирались представители разных слоёв общества, происходили дискуссии -все искали виновников несчастий. Именно здесь и родилась мысль, что во всех бедах общества виноваты жиды. Эту идею в законодательном собрании проталкивал парламентарий и антисемит Рат Бернард (Ханс Мозер). После непродолжительных колебаний её поддержал канцлер страны Швердтфегер (Эуген Нейфилд) и в результате обсуждения был принят декрет о поголовной высылке евреев из страны. Изгоев вынуждали бросать собственность, покидать дома, опустели синагоги. Обеспеченных “культурно” вывозили за рубеж многочисленными эшелонами, а бедняков, не имеющих денет на билеты, собирали в колонны и под конвоем солдат гнали пешком к границам сопредельных государств. Столица Утопии праздновала превращение в территорию “юденфрай”, но как быстро выяснилось, радикальное ограбление не привела к положительным результатам. Экономика и финансы оказались в ещё большем по-прежнему провале; дело было не в богатствах, а в людях.

Резко сократилась торговля, выехала значительная часть квалифицированных предпринимателей и специалистов. В упадке оказалась культура, где семиты, как выяснилось также играли значительную роль. В этот момент в Утопию вернулся с поддельными документами и накладными усами главный герой, еврей Лео Стракош (Йоханнес Риман). Он и его друзья из среды просвещённых католиков развернули активную агитацию в пользу возвращения соплеменников. Они стали расклеивать на стенах зданий обращения к горожанам от, как они себя называли, “истинных христиан”, убеждающие население в невиновности иудеев. Общественное мнение, пусть и с опозданием, стало меняться в сторону гонимых. Их возвратили, а глава антисемитов Бернард оказался в психиатрической лечебнице.
Роман Беттауэра, хотя и призывал к межнациональному миру, оказался в некоторых деталях провидческим. В частности, в нём хорошо передана националистическая позиция правых, обвинявших евреев во всех смертных грехах. Так маскировалось желание антисемитов избавиться от умных, трудолюбивых и потому удачливых конкурентов, преуспевавших во всех сферах деятельности. Кинокартина перенесла на экран эти черты книги, реалистически показав ход массовой высылки евреев. Эти сцены в послевоенное время, вплоть до наших дней, напоминают зрителю более поздние и жестокие репрессии нацистов в годы Холокоста. Многие считают, что выход фильма подхлестнул деятельность правых националистов, один из которых в 1925 году застрелил автора романа Хуго Беттауэра прямо в редакции руководимого им журнала. Убийцу выпустили из тюрьмы через полгода отсидки. После аншлюса Австрии в 1938 году все копии фильма были уничтожены гитлеровцами, и он считался утраченным. Но в 2014-м произошло событие, которое иначе как чудом не назовёшь. Экземпляр кинокартины в приличном состоянии был обнаружен не в Австрии, а в Париже на блошином рынке. На восстановление ленты деньги собирали по подписке и её отлично отреставрированный и озвученный музыкой вариант появился на экранах спустя три года. Ныне его можно найти в зарубежных торрентах, но, к сожалению, пока без русских субтитров.

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован. Обязательные поля отмечены *

Вы можете использовать это HTMLтеги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>