Город без евреев (Австрия, 1924, 2017) Режиссёр Х. Бреслауэр

Длительность 80 минут
%d0%b3%d0%be%d1%80%d0%be%d0%b4%d0%b1%d0%b51Экранизация романа Хуго Беттауэра (1872 – 1925). В вымышленной европейской республике Утопия, явно напоминающей Австрию, начался промышленно-финансовый кризис. Закрывались предприятия, свирепствовала гиперинфляция, шло массовое обнищание. Многотысячные демонстрации недовольных требокали от правительства немедленных мер по выправлению ситуации. В пивных, где собирались представители разных слоёв общества происходили дискуссии, все искали виновников несчастий. Именно здесь возникла мысль, что во всех бедах общества виноваты жиды. Эту идею в законодательном собрании проталкивал парламентарий и антисемит Рат Бернард (Ханс Мозер). После непродолжительных колебаний её поддержал канцлер страны Швердтфегер (Эуген Нейфилд) и в результате обсуждения был принят декрет о поголовной высылке евреев из страны. Изгоев вынуждали бросить собственность, покидать дома, опустели синагоги. Обеспеченных “культурно” вывозили за рубеж многочисленными эшелонами, а бедняков, не имеющих денет на билеты, собирали в колонны и под конвоем солдат гнали пешком к границам сопредельных государств.

Столица Утопии праздновала превращение в территорию “юденфрай”, но как выяснилось, радикальная мера не привела к положительным результатам. Экономика и финансы по-прежнему находились в провале, резко сократилась торговля, выехала значительная часть квалифицированных специалистов. В упадке оказалась и культура, где семиты, как выснилось также играли значительную роль. В этот момент в Утопию вернулся с поддельными документами и накладными усами главный герой, еврей Лео Стракош (Йоханнес Риман), развернувший активную агитацию в пользу возвращения соплеменников. Его друзья стали расклеивать на стенах зданий обращения к горожанам от “истинных христиан”, убеждающих население в невиновности иудеев. Общественное мнение стало меняться в сторону гонимых. Их возвратили, а глава антисемитов Бернард оказался в психиатрической лечебнице.
Роман Беттауэра, хотя и призывал к межнациональному миру, оказался в некоторых деталях провидческим. В частности, в нём хорошо передана националистическая позиция правых обвинявших евреев во всех смертных грехах. Так маскировалось их желание избавиться от умных, трудолюбивых и потому удачливых конкурентов, преуспевавших во всех сферах деятельности. Наивно, но реалистически показан ход массовой высылки евреев, напоминающий зрителю более поздние и жестокие репрессии нацистов в годы Холокоста. Многие считают, что выход фильма подхлестнул деятельность правых националистов, один из которых застрелил автора романа прямо в редакции руководимого им журнала в 1925 году. Преступника выпустили из заключения спустя полгода. После аншлюсса Австрии в 1938 году все копии фильма были уничтожены гитлеровцами, и он считался утраченным. Чудесным образом экземпляр кинокартины в приличном состоянии был обнаружен не в Австрии, а в Париже на блошином рынке только в 2014 году. На восстановление ленты деньги собирали по подписке и её отлично отреставрированный и озвученный музыкой вариант появился на экранах спустя три года. Ныне его можно найти в зарубежных торрентах, но, к сожалению, пока без русских субтитров.

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован. Обязательные поля отмечены *

Вы можете использовать это HTMLтеги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>