Пешеход (Германия-Швейцария, 1973) Сценарист и режиссёр М. Шелл

Длительность 94 минуты
%d0%bf%d0%b5%d1%88%d0%b5%d1%85%d0%be%d0%b41Фильм включается в каталоги лент, связанных с Катастрофой, но касается этой трагической темы только косвенно. Основная проблематика этой умной ленты – показ отношений немцев разных поколений к преступлениям нацизма. На экране Западная Германия рубежа 1970-х, где благоденствует 65-летний Хайнц Альфред Гизе (Густав Селлнер) – богатый промышленник, депутат ландтага. Его окружает семья: жена Инге Мари, сыновья Андреас и Хуберт, а также обожаемый внук Михаил. Для полноты мужского существования политик имеет молодую любовницу, художницу Эльке. По личным заявлениям, в годы Третьего Рейха Хайнц служил исключительно в тыловых частях вермахта и к военным преступлениям непричастен. Но репортёры из либеральной газеты докопались до страшной истины. Во время войны Гизе был нацистским офицером на Балканах. За убийство партизанами двух немецких солдат он отдал приказ ликвидировать целую греческую деревню. Мужчин расстреляли на рыночной площади, всех прочих в церкви, не погнушавшись осквернить святое место. Журналисты специально привезли в Германию чудом пережившую массовую казнь женщину, чтобы опознать преступника. Однако это оказалось невозможно сделать, так как не удалось найти чётких фото главного персонажа, сделанных в военные годы.
Как показано в ленте, старшее поколение непосредственно участвовавшее в войне либо замалчивает свои “подвиги” того периода, либо стремится от них отмежеваться. Более молодые немцы делятся на две части. Значительная масса осознала преступную сущность гитлеризма и готова бороться с его наследием. Когда в газете опубликован рассказ о страшном деянии Гизе она выходит на демонстрацию под лозунгом “Долой всех Гизе, их белые перчатки – коричневые рубашки”. Раскаивается за деяния папы и его старший сын, и наследник Андреас (Максимилиан Шелл). Именно глубокий стыд довел молодого мужчину до самоубийства. В то же время другой сын Хуберт (Мануэль Селлнер) равнодушен к политике. По его словам, чем быстрее мы забываем о преступлениях прошлого, тем лучше для всех живущих. Значительное место в действии занимают флэшбэки о расстреле мирных греков в 1943 году, но о геноциде против евреев в фильме упоминается всего один-два раза. Так, что тема Холокоста на Пелопоннесском полуострове ещё ждёт своего раскрытия. Отметим: Максимилиан Шелл неоднократно обращался к еврейской теме. Самое интересное её воплощение – фильм “Человек в стеклянной клетке” (см каталог)

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован. Обязательные поля отмечены *

Вы можете использовать это HTMLтеги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>