Фатальный конфликт: Иудея и Рим (Австралия, 2018) Режиссёр Н. Вайнсброт

Длительность 104 минуты (52 + 52)
%d1%84%d0%b0%d1%82%d0%ba%d0%be%d0%bd%d1%841Известен и как “Смертельный конфликт“. Добросовестная реконструкция событий за 100 лет существования еврейского государства, сделанная на стыке документально – просветительского и художественного кино. Игровые эпизоды в виде живых картин и мультипликационных вставок являются фоном для комментариев известных специалистов из различных западных стран. Обе части объединяет личность иудейского политического деятеля, историка и предателя своего народа Иосифа Флавия (Джастин Свитсер и Вилл Бергман). Это неудивительно, ибо драматические события того времени лучше всего нам известны по его трудам “Иудейская война” и “Иудейские древности”. Первая часть носит название “Расцвет Иудеи“. Она посвящена противоречивой фигуре царя Ирода Великого (37 – 4 г д н э), оказавшего сильнейшее влияние на свою страну. Сменив на престоле представителей династии Маккавеев, он не был евреем и именно поэтому постоянно сталкивался с сильной религиозной оппозицией. Однако, имея большие дипломатические способности этот правитель (Ричард Лунд) успешно маневрировал между наиболее влиятельными политиками Рима – Марком Антонием (Мигуэль Хименес) и Октавианом Августом (Даниэль Чини). Красноречие и умение играть на противоречиях враждующих сторон помогли Ироду сохранить власть до конца своих дней. 

Вместе с тем фильм показывает, что, будучи чужаком, правитель “цветущей” Иудеи постоянно боялся за свой трон. Поэтому с одной стороны он возводил в стране прекрасные архитектурные ансамбли (Масада, Цезарея, Иродион, Второй Иерусалимский Храм), в с другой беспощадно уничтожал всех, кого подозревал в заговорах против своей персоны
Вторая часть “Падение Иудеи” полностью посвящена причинам и ходу знаменитого восстания 66 – 70 г н э. В ней даётся характеристика колониального правления Римской империи в Иудее после установления режима правления наместников-прокураторов. Как показано чиновники выполняли только одну цель – стремились выкачать из региона побольше денег, как для и имперской казны, так и для себя лично. При этом они откровенно презирали культуру и религию покорённой провинции. В результате в стране сложилось несколько политических течений из которых только одно – саддукеи – поддерживало римлян. Все остальные: фарисеи, ессеи стремились к ликвидации власти оккупантов, хотя готовы были делать это различными путями. Отдельные группы радикально настроенных иудеев (зелоты, сиккарии) готовы были взяться за оружие в любой момент. Как известно, поводом для общенародного восстания явилось изъятие прокуратором в 66-м году 17 талантов серебра из религиозной святыни – казны Иерусалимского Храма. Для подавления грандиозного выступления пришлось перебросить на Ближний Восток отборные части, однако разгром народной войны затянулся. Этому способствовали убийство императора Нерона и развернувшаяся вслед за этим трёхлетняя борьба за власть в Риме. Лишь приход к власти Веспасиана (69 год) позволили его сыну Титу довести до конца подавление восстания. Оно сопровождалось взятием Иерусалима, разрушением Второго Храма, массовой резнёй безоружного населения и ликвидацией последних очагов сопротивления, включая штурм крепости Масада. Разгрому повстанцев поспособствовали противоречия среди отдельных прослоек иудеев.%d1%84%d0%b0%d1%82%d0%ba%d0%be%d0%bd%d1%842На фоне этой кровавой картины прослеживается судьба выходца из знатной иерусалимской семьи – Иосифа бен Матитьягу (37 – 100 годы). В истории он известен как один из руководителей восстания, купивший себе жизнь путём отступничества и низкопоклонства перед Веспасианом (Джереми Роуз). Римский полководец подарил ему жизнь за предсказание, по которому, тот – солдат из среднего сословия – должен стать императором. А Тит (Райан Чисман) пытался использовать его как переговорщика с мятежными иерусалимцами. После осуществления своего пророчества Матитьягу, ставший Иосифом Флавием благополучно прожил в Риме и мирно завершил долгую жизнь написанием литературных трудов (см кадр выше). В них ренегат, искупая свою вину перед соплеменниками, рисовал правдивую картину истории иудеев и, одновременно, возвышал новую династию Флавиев. Личность этого бывшего фарисея в художественном кино также выведена в содержательном двухсерийном фильме “Хранительницы голубей (см каталог). Комментаторы “Рокового конфликта” склонны оправдывать его, как человека оставившего потомкам ценнейшие труды по истории своего народа

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован. Обязательные поля отмечены *

Вы можете использовать это HTMLтеги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>