Шифр (сериал Россия, 2019) Режиссёр В. Сторожева

Длительность 800 минут (50 х 16)
%d1%88%d0%b8%d1%84%d1%801Адаптация для российского экрана английского сериала “Код убийства”. Его действие развёртывается в Москве середины 1950-х, но корни сюжета уходят в военные годы. Тогда в разведывательном управлении Генерального штаба сложился дружный коллектив из молодых девушек, сообща решавших сложные не только тактические, но и стратегические задачи. Старшая группы подполковник Катерина Свиридова (Елена Панова) отлично владела логистикой. Майор Ирина Белова (Марьяна Спивак) могла выстроить математический алгоритм любого процесса, будь то преступление или военная операция. Майор Анна Дорофеева (Екатерина Вилкова) с легкостью подделывала любые почерка и документы. Капитан Софья Теплицкая (Яна Осипова-Дюбуи) обладала феноменальной механической памятью, чуть ли не навсегда запоминая увиденное один раз. После войны отдел закрыли, а офицеров уволили в запас, взяв с них обязательную для того времени подписку о неразглашении государственной тайны. Героини расстались и каждой из них пришлось самостоятельно устраивать свою жизнь на “гражданке”.

Однако, в 1956-м году старая дружба и военная выучка вновь объединила женщин, когда понадобилось доказать непричастность их подруги, ныне официантки Анны Дорофеевой к убийству крупного чина – полковника госбезопасности Елисеева.
С точки зрения еврейской темы интерес для нас представляет образ самой молодой участницы квартета Софьи Львовны Теплицкой (на кадре ниже она слева). Её пятая графа нигде не подчёркивается, лишь в 8-й серии она упоминает, что все её родные погибли во время Холокоста ещё в 1942-м году. Женщина выросла в несомненно культурной семье и в мирное время нашла себе скудно оплачиваемое место актёром на радио. Позднее, при содействии следователя Проскурина ей удалось устроиться машинисткой в МУР. Наиболее ярко её персонаж проявил себя в первых четырёх сериях. Именно здесь её уникальная память воспроизвела прочитанные во время войны в фашистской газете на русском языке славящие Гитлера стишки. Софья произнесла их себе, но вслух в сообществе поэтов, не подозревая, что автор гнусных виршей, предатель и шпион находится в группе стоящих рядом. Он начал охоту за нежелательной свидетельницей, ранил её во время покушения, но, в конце-концов, Теплицкая помогла разоблачить преступника. В дальнейшем её образ отошёл на второй план, хотя Соня по мере сил помогала своим подругам. На первое место в обрисовке её личности вышли проблемы личной жизни. Характеризуя свою героиню исполнительница этой роли Яна Осипова отметила: “Соня из интеллигентной семьи, образована, но с раннего возраста несчастна. В 18 лет вся ее семья была расстреляна, и она пошла работать в ГРУ, стала рассекречивать шифры противника. Когда моя героиня и ее подруги попадают в беду, Соня становится их “бортовым компьютером”. В целом же она самая молодая в их компании и поэтому, можно сказать, самая наивная“. Точнее было бы сказать сказать не наивная, а добрая, нежная, терпеливая, склонная по характеру к семейной жизни. Острый недостаток мужчин в послевоенное время побудил её выйти замуж за водителя автопарка Виктора (Михаил Евланов), интересы которого не шли дальше выпивки и футбола. Союз оказался крайне неудачен; муж ревновал Соню даже к подругам, запрещал работать в МУРе и поднимал на неё руку. Не выдержав, она ушла от него и была счастлива, когда на неё обратил внимание молодой лейтенант Ким Вершинин.%d1%88%d0%b8%d1%84%d1%802Помимо Теплицкой, к числу наших соплеменников относится судмедэксперт Пётр Натанович (Сергей Попов), “пятый пункт” которого создатели ленты “заложили” отчеством, но поленились придумать еврейскую фамилию. (Кстати, подобный случай произошёл в сериале “Точка опоры” – см каталог). Неряшливый пожилой человек, для которого многолетние постоянные выезды на место преступлений и осмотр погибших жертв стал обыденностью, демонстрирует в работе наблюдательность и высокий профессионализм. В последней 16 серии именно он первым обратил внимание на соединение в одной квартире запаха аммиачной селитры и наличие в ней алюминиевой пудры. Такое сочетание привело его к выводу, что хозяин жилья изготавливал в ней взрывчатку. Интересная деталь: когда следователь Проскурин начал брать медицинские заключения не у него, а у его коллеги Владлены, Натанович не на шутку обиделся, усмотрев в этом поступке недоверие к качеству его работы. Хотели это авторы сериала или нет, но, в такой обиде, кроме оскорблённого достоинства, проявилась возможная эмоциональная реакция на недавнюю вспышку государственного антисемитизма, выраженную в гонениях против “безродных космополитов”.
Сериал сделан на любителя добротного кино. В нем нет постоянного давления на эмоции; отсутствуют “пиф-паф, ой-ой-ой”, ежеминутные убийства и потоки крови. Но на экране основательно воссоздана непростая атмосфера 1950-х, показаны привлекательные образы четырёх женщин, прошедших суровую школу разведки и научившихся делать верные выводы даже не располагая полной информацией. Именно этот уникальный потенциал и оценил в них следователь Константин Проскурин (Сергей Пускепалис), когда на свой страх и риск начал привлекать нештатных помощниц к расследованию самых сложных дел. Рассказанные истории двух персонажей-евреев показали, как в непростых условиях 1950-х наши ассимилированные соплеменники, работавшие в многонациональных коллективах реализовывали свои таланты. Особенно это касается квартета главных героинь. Как сказала одна из них Анна Дорофеева, имея в виду свои развитые в военные годы способности “Теперь ты не сможешь стать обычным человеком, даже если очень захочешь. Мы просто не созданы для обычной жизни“.

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован. Обязательные поля отмечены *

Вы можете использовать это HTMLтеги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>