Случай женщины (Израиль, 1970) Режиссёр Ж. Катмор

Длительность 77 минут
%d1%81%d0%bb%d1%83%d1%87%d0%b0%d0%b9%d0%b61Встречается и под названием «Дело женщины». По мнению источников, наиболее яркий фильм израильской «новой волны», впервые представивший страну на Венецианском фестивале. Его сюжет совершенно банален, герой и героиня (Хилит Катмор) встречаются, знакомятся, проводят день вместе в бесцельных передвижениях по еврейскому городу и диалогах. Эта линия проходит пунктиром и нужна только для того, чтобы как-то связать отснятый ранее чёрно-белый материал, состоящий из рисунков, фото, инсталляций, коллажей и насыщенных символизмом съемок, напоминающих Годара, иногда раннего Бунюэля. Главное в ленте – взгляд Катмора на женское тело и выражение своего отношения к проблеме жизни и смерти. Так что у рафинированного европейского зрителя интерес вызвало именно сочетание философского и кинематографического оформления нехитрой истории. К сожалению, в интернете нашёлся только ролик, дающий самое поверхностное представление о самобытном почерке его создателя и музыкальном оформлении ленты сделанном забытой в наши дни израильской рок-группой «Черчилли».

«Случай женщины» оказался самым значительным созданием его автора, поэтому интерес к нему сохранился до сих пор. Знатоки элитарного кино показывают фильм в различных странах и публикуют свои толкования его символики. В частности, в России ленту показал в рамках своего цикла кинопоказов «Невиданное кино» (2014) киновед Алексей Гусев. Тогда же он опубликовал в журнале «Сеанс» очень содержательную и интересно написанную статью о режиссёре. Ниже приводится её заключительный пассаж (полный текст см в сайте https://seance.ru/blog/video/nevidannoe-kino-katmor/).%d1%81%d0%bb%d1%83%d1%87%d0%b0%d0%b9%d0%b63«Случай женщины» Жака Катмора — в независимости от харизматической и экстравагантной личности автора, в независимости от израильского контекста и даже от киноконтекста той эпохи — является, наверно, одним из самых точных и подробных исследований того, что такое кинематограф вообще. Причем на всех уровнях: что такое фиксация реальности, и монтаж, и разделение на игровое-неигровое, и крупный план, и диалог… Вы увидите, как Катмор переосмысливает годаровскую модель монтажа, и беллмеровскую модель куклы, и романтическую модель смерти, — и даже главный французский кинодевиз о «смерти за работой» получает здесь исключительно неожиданное преломление, хотя, казалось бы, уж тут-то какие могут быть неожиданности… В общем, как любил говорить Жак Катмор, открывая свои перформансы: «Добро пожаловать — и доброй вам всем смерти».
Биографическая справка. Жак Мори (1938 – 2001) родился в Каире в еврейской семье владельца фабрики по производству черепицы. В культурном плане его родители ориентировались на Францию. Юноша закончил в Египте колледж, после чего учился в Швейцарии и Париже, где познакомился с новейшими авангардистскими течениями современного искусства. В 1960-м репатриировался%d1%81%d0%bb%d1%83%d1%87%d0%b0%d0%b9%d0%b62 в Израиль, там служил в ЦаХаЛе, позднее участвовал в Шестидневной войне. С 1963-го взял псевдоним Катмор (от французского quatre morts – четыре смерти) Проявил себя как художник, фотограф, кинорежиссёр. Кроме всего прочего, был заметной фигурой местной богемы и считался ведущим денди страны. Свой первый и лучший фильм «Случай женщины» снял практически нелегально (группа энтузиастов работала по субботам). На рубеже 1970-х создал авангардистскую группу «Третий глаз», отличавшуюся радикальными высказываниями не только в области искусства, но и в адрес политики еврейского государства. В 1973-м году он со сподвижниками выступил с пацифистским манифестом, призвав граждан не участвовать в войне Судного дня. После этого «Третий глаз» закрыли, его создателя вынудили уехать из страны и забыли. За рубежом талант Катмора угас, и он превратился в амстердамского наркомана и алкоголика. Его возвращение на лечение в Израиль в 1991 году прошло незамеченным. К этому моменту Жак уже был творчески неинтересен – время мастера ушло, сказывался возраст и всё ухудшавшееся здоровье. Запоздалое признание пришло к нему только в новом веке. Через десятилетие после смерти в музее Нахума Гутмана состоялась первая выставка его работ за которой последовали и другие.%d1%81%d0%bb%d1%83%d1%87%d0%b0%d0%b9%d0%b64Оценивая его личность и творчество, Инна Шейхатович написала «Первый международный израильский гений и скандалист Жак Катмор сиял на небосклоне шестидесятых годов беззаконной кометой. Он был провокатором, анархистом, отверженным гением, ложным мессией. Его преданность искусству и поиск собственного пути выглядели манией, безумием. Его считали духовным гуру – и злым духом искусства. Его громили, доводили упреками, гвоздили примерами из других жизней и сфер. (…) Прославился нападками на коллег, индивидуализмом, шармом, увлечением наркотиками, преданностью сексу и каббале. Оставил картины и фильмы – многие из них мы еще и не видели, они еще только на подступах к своему народу, эти старые и очень юные творения». (составлено по различным источникам)

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован. Обязательные поля отмечены *

Вы можете использовать это HTMLтеги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>