Кафе-мороженое (Голландия, 1985) Сценарист и режиссёр Г. Френкель Франк

Длительность 86 минут
%d0%ba%d0%b0%d1%84%d0%b5-%d0%bc%d0%be%d1%801В основу сюжета положены реальные факты из истории Нидерландов начала Второй Мировой. В середине 1941 г. законопослушное население ещё терпело пришельцев, а немцы не применяли репрессий, надеясь, тем самым пытались, привлечь на свою сторону голландцев. «Новый порядок» внедрялся руками местных пособников нацистов, среди которых выделялись военизированные отряды НСБ. Эти молодчики использовали тактику штурмовиков, преследуя коммунистов, евреев, и всех недовольных. Однако, молодёжь из левых организаций и еврейские активисты создали свои группы самообороны – предвестники Сопротивления. В Амстердаме особенно активные столкновения проходили в центре города у кафе-мороженого. Его хозяин вежливый услужливый еврей Отто Шнейвейс (Джерард Тулен) бежал из Берлина после Хрустальной ночи. На новом месте он открыл успешное заведение, пытался жить не вмешиваясь в политику, однако война настигла его и здесь. Ему осталось только надеяться, что оккупация продлится недолго, слушать симфонии любимого им Густава Малера и ухаживать за голландской девушкой Труди (Рене Сотендейк). В один из зимних дней Отто увидел на улице своего старого приятеля Густава Рейнеке (Бруно Ганц), превратившегося в майора немецкой армии. Друзья восстановили хорошие отношения Шнейвейс даже познакомил его с Труди, которая влюбилась в вежливого тактичного немца.

Троица встречалась дома у Отто, гуляла по различным уголкам города или вдоль берега моря, даже сфотографировалась на память. Густав пригласил спутников в офицерский клуб, куда провёл еврея под видом голландца. Однако такая умилительная идиллия долго продолжаться не могла. Крупный отряд бандитов из СНБ решил разгромить жидовское кафе-мороженое , но попал в ловушку, подстроенную отрядом самообороны. Крепко битые, позорно бежавшие с поля битвы коллаборационисты воззвали о помощи к своим германским покровителям. Те, отбросив тактичность, направили к кафе отряд солдат, разгромили заведение и арестовали Шнейвейса. На допросах с пристрастием у Отто требовали назвать имена участников Сопротивления, которые тот, конечно же, знал. Труди, кстати сестра одного из руководителей самообороны, устремилась к Рейнеке с мольбой посодействовать освобождению его еврейского друга. Для главных героев наступил момент нравственного выбора и определения позиции в начавшейся борьбе…%d0%ba%d0%b0%d1%84%d0%b5%d0%bc2В своём среднем по режиссуре и художественным достоинствам фильме Г. Френкель Франк сумел, однако, показать особенности положения Нидерландов в начале войны. Мы видим, как сдержанная политика гитлеровцев породила иллюзии у многих жителей страны. На экране показано как голландцы и евреи поначалу относились к столкновениям прихвостней оккупантов с отрядами самообороны как к дракам двух хулиганских банд. Понимание сущности «нового порядка» и отношение к немцам как к врагам возникло только к концу действия, да и то не у всех. В таком контексте переход Труди от пассивного неприятия к решительной борьбе с противником – показатель подобного изменения. Вместе с тем, есть фрагменты, когда режиссёру явно отказывает чувство меры. Это относится ко всей истории дружбы фашиста с Шнейвейсом. Особенно сомнителен эпизод посещения последним офицерского клуба вермахта, где он с воодушевлением исполняет песню для присутствующих там вояк. Не верится, что еврей видевший в Германии 1933 – 1938 годов антисемитские бесчинства нацистов, бежавший от них в соседнюю страну, согласился бы не только петь для солдатни, но и просто пойти в подобный вертеп. И всё же, несмотря на спорные моменты «Кафе-мороженое» дает нам несколько любопытных штрихов положения Нидерландов в начале оккупации. (Составлено после просмотра оригинальной версии фильма на голландском языке и по другим источникам)

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован. Обязательные поля отмечены *

Вы можете использовать это HTMLтеги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>